Аренда редких машин: бизнес или авантюра? - «Автоновости»


Автор: Антон Серков

Фото автора

Источник: ДромКто не мечтал прокатиться на классной машине? Получить уникальный опыт вождения, яркие эмоции и просто понять — а стоит ли вообще она того, чтобы быть предметом обожания? Однако выяснить это возможно лишь путем поиска, покупки и непростого владения. Или попроситься за руль у знакомых, если среди них есть владельцы таких экземпляров. А можно ли просто взять такую машину напрокат? Чем это оборачивается для арендатора и хозяина? Автор прошел весь путь организации бизнеса по аренде эксклюзивных машин и готов поделиться опытом и особенностями рынка столь специфичной аренды автомобилей. Которые в принципе не принято сдавать.

Прежде стоит обозначить, какие машины мы считаем «редкими» и «интересными» в данном контексте и что подразумеваем под их арендой. Взять напрокат кабриолет или лимузин с водителем на свадьбу — не то, чем можно удивить жителя любой части нашей страны. Аренда «тяжелого люкса» типа Ferrari или Rolls-Royce при наличии бюджета тоже не является проблемой — рынок таких услуг насчитывает не один десяток компаний. Мы поговорим про возможность самостоятельно сесть за руль автомобиля, который интересно водить либо в силу его редкости (мало выпущенных экземпляров), возраста (ностальгия) или выдающихся ходовых качеств. Идеально — когда все эти факторы сходятся в одной модели. Конечно, у каждого эта модель своя. Но результат, как правило, один: хочешь прокатиться — купи. Но с покупкой тоже должно крупно повезти, чтобы желанная машина вызвала хоть одну эмоцию, кроме стыда за всех прежних владельцев.





Итого имеем: купить подходящую машину в достойном состоянии дорого и сложно (а в некоторых случаях и вовсе невозможно), содержать ради редких выездов по выходным — невыгодно, а покупать экземпляр «под восстановление» — и вовсе путь отъявленных энтузиастов, готовых потратить годы и огромные деньги. Посмотрите хотя бы на деятельность нашего «перекупа», а ведь разница между его «восстановительным ремонтом» и настоящей реставрацией бесконечна как в затраченных усилиях, так и в деньгах. Прошедшие этот путь уж точно не готовы сдавать свою машину в аренду первому попавшемуся — во всяком случае без стопроцентного залога стоимости. Или где-то существуют такие смельчаки?





Бизнес аренды машин зародился в США более ста лет назад и приобрел массовый масштаб после Второй мировой войны, когда были основаны большинство сетевых прокатных компаний, известных по стойкам выдачи в терминалах аэропортов. Но они ориентированы на массового потребителя, поэтому способны предложить лишь повседневные машины, к тому же без гарантий предоставления конкретной марки и модели. Локальные прокатные компании и тем более частные владельцы вынуждены искать арендаторов другими методами, один из самых популярных — агрегаторы. На них клиент выбирает конкретный автомобиль в нужном городе, а платформа предоставляет дополнительную страховку и удобный интерфейс, зарабатывая процент от каждой аренды. В разных странах таких сервисов многие десятки, но ставку на аренду интересных машин, которые невозможно найти в сетевых прокатах, первым сделал американский Turo. Там быстро стали появляться «ренталы», где можно взять в аренду классические «маслкары», винтажные кемперы и даже «хот-роды», а также другие редкие автомобили от частных владельцев.





В России аренду принято именовать прокатом, который в среде частных лиц практически не распространен. Путешественники берут машины в аэропортах у привычных компаний, а для остальных есть каршеринг, который в крупных городах за последние годы приобрел такую популярность, что стал именем нарицательным. Схема проще некуда: скачал приложение, загрузил документы и взял нужную машину поблизости в два клика, да еще и без залога. Помимо повседневных автомобилей в «шеринге» есть фургоны, внедорожники и, если очень повезет, интересные машины в единичных экземплярах. Но последние служат скорее рекламным целям и не составляют в этом бизнесе значимой доли. Другое дело — автопрокаты для свадеб, съемок и мероприятий. У них можно найти практически все что угодно, но с одним условием: на дороги общего пользования — только с предоставленным водителем. Риски повреждения автомобиля перекрывают потенциальный заработок, и желающим сесть за руль безопаснее деликатно отказать.



Максим Барканов
Основатель агрегатора аренды редких машин «Ласточка»



— Во время многочисленных путешествий я регулярно сталкивался с проблемой поиска интересной машины для аренды. Чтобы провести отдых на Jeep Wrangler или Porsche 911 вместо очередной аэропортовской Тойоты, приходилось опрашивать знакомых и искать по чатам. Я имел опыт в организации чужого арендного бизнеса, поэтому, застряв в Черногории в «ковидном» 2020 году, попробовал сделать собственный прокат. Имя выбрал навеянное теплыми ассоциациями из детства — «Ласточка». Автопарк собрал из автомобилей друзей, среди которых нашлись как привычные премиум-бренды, так и эксклюзив типа классических Porsche и Rolls-Royce — их в первое время брали в основном для мероприятий. Проект создавался без копейки вложений, в режиме сарафанного радио. Решив развиваться по модели агрегатора-посредника между арендатором и владельцем, мы нарастили парк до двухсот машин, от горбатого «Запорожца» до Lamborghini Urus. Есть и такие уникальные экземпляры, как Mercedes Маршала Тито в Белграде или шестиколесный Gelandewagen в Москве. Этой весной планируем сделать свою стоянку с офисом в музее Вадима Задорожного. Несмотря на периодическую прибыль, это точно не бизнес, а скорее — красивая авантюра, которой я занимаюсь в удовольствие. Некоторые машины хорошо зарабатывают и окупаются через пару лет, как, например, Mercedes G-class стоимостью до четырех миллионов рублей. Суперкары же типа Lamborghini Huracan невозможно окупить даже при цене аренды более 100 тысяч в сутки. Желающих много, но чем серьезнее автомобиль, тем жестче требования к арендаторам — многим приходится отказывать, чтобы просто сохранить технику.





Проникнувшись идеей пассивного инвестирования, автор этих строк летом «ковидного» 2020 года тоже решил купить автомобиль для сдачи в аренду. Какой? Скучный седан для работы в такси — банально и на тот момент уже не так прибыльно, как в прежние годы. Любая другая новая машина в частной аренде не вытянет конкуренцию с крупными прокатами и по мере роста пробега будет терять в цене. Внутренний голос бормотал: «Живем один раз! Жизнь слишком коротка, чтобы ездить на скучных автомобилях!». Так я пришел к тому, что нужно брать что-то немолодое (чтобы избежать обесценивания), в очень хорошем состоянии (чтобы машина работала, а не жила в сервисе) и интересное (чтобы вызывала «вау-эффект»). И желательно — без крыши! Если дело не пойдет — получу удовольствие сам или продам без потерь, а заодно проверю гипотезу, действительно ли рынку нашей страны не хватает такой услуги.





Так спустя пару месяцев поиска я стал обладателем машины своей юношеской мечты времен серии игр Need For Speed — ярко-желтый Porsche Boxster 2004 года с пробегом всего 42 тысячи километров. Не без недостатков, конечно: цена была выше, чем я планировал, и автоматическая коробка передач вместо «правильной» механической. Но, во-первых, «автомат» снижает риск небрежного обращения с коробкой и сцеплением со стороны арендатора, а во-вторых, рынок «бокстеров» крайне мал, поэтому найти на нем живую машину — уже большая удача. Но является ли удачным план заработать, мне еще предстояло выяснить. На тот момент у меня не было ни опыта в аренде, ни понимания, где и каких клиентов искать. Поэтому если вам кажется, что в этих условиях покупка 17-летнего спортивного Porsche, да еще и на кредитные деньги, выглядит авантюрой, то вам не кажется. К тому же такая машина может работать только в хорошую погоду. С октября по апрель спрос минимален, поэтому заработать получится разве что на разовых мероприятиях и съемках в закрытых павильонах.







Первым делом я сделал красивые фотографии и опубликовал объявление. Изучив рынок, установил цену 3000 рублей в час и 15 000 — в сутки. Первые заявки не заставили себя ждать, и уже через неделю Porsche принял участие в съемке видео у каких-то юных блогеров. Без передачи ключей, в статике, в моем присутствии. В тот момент я впервые испытал приятное чувство, как актив может работать при минимальном личном участии. Затем машину дважды брали на свадьбу, поэтому пришлось установить GPS-трекер и составить договор. Аренды прошли успешно: клиенты остались довольны машиной, ничего не сломали и даже не «привезли» штрафов. Сдавать автомобиль на свадьбу оказалось относительно безопасно — в такой день обычно нет поводов спешить. Да и в целом немолодой родстер, в котором чуть больше 200 лошадиных сил вкупе с нерасторопным «автоматом», не провоцирует на агрессивную езду. До конца сезона Boxster заработал около 40 тысяч рублей. Потратил я при этом почти втрое больше: оплатил «безлимитное» ОСАГО, заменил масло в двигателе и коробке передач, купил новые шины и арендовал место на паркинге.



Данил Васильев
Предприниматель, автоэнтузиаст, любит арендовать необычные машины



— Все, как известно, познается в сравнении, в том числе — автомобили. Да, к ним все относятся по-разному, у меня даже есть пара друзей, кто их категорически не любит. Однако если для вас машины — это радость, любовь и удовольствие, расширять свой автомобильный опыт и кругозор — сродни небольшому празднику. Особый интерес лично для меня представляют автомобили ушедших эпох, винтажные, янг- или олдтаймеры. Эстетика, шарм, «ламповость», тактильные ощущения. Когда глобализация и унификация были терминами из энциклопедий, а дизайнерская мысль была смелее. Конечно, их можно покупать, кататься, постоянно обслуживать, где-то хранить и использовать в основном летом. Потом продавать и менять на другие. Несмотря на наличие нескольких своих машин в гараже, жажда новых эмоций не угасает, и я утоляю ее при помощи аренды. Брал красивейшую Alfa Romeo Brera, шустрый и универсальный Golf GTI mk6, самую мощную версию Tesla Model 3 — Performance и еще с десяток машин. Особенно покорили Lincoln Town Car и Dodge RAM — спустя сутки за рулем я настолько проникся американскими пикапами, что купил себе один из таких.





Следующий сезон начался в конце марта, хотя на улице еще не успел растаять снег. Затем до майских праздников был почти непрерывный поток аренд, и всего за месяц Porsche принес 100 тысяч, после чего я отвез его в Санкт-Петербург на долгосрочный тест-драйв знакомому, который давно присматривался к этой модели и непрозрачно намекал на желание приобрести мою. Но я не только не был готов продавать, но даже купил еще один родстер — Mercedes SLK первого поколения. Заплатив почти вдвое больше рыночной цены, получил экземпляр с пробегом 70 тысяч километров, купленный новым у официального дилера «ЛогоВАЗ» (помните такой?) и проживший несколько лет на юге Испании. Он не был столь популярен в аренде, но поставил своеобразный рекорд доходности: будучи сданным на месяц за 120 тысяч рублей, за это время проехал лишь 200 километров. Арендатором был уверенный мужчина на 200-м «Крузаке», который хотел поностальгировать на кабриолете конца 90-х. Идеальный клиент!






Мысль о том, что янгтаймер за миллион в сезон может приносить прибыль от аренды как пара московских квартир, будоражила. В голове рисовалась картинка с гаражом легендарных машин из прошлого, насладиться которыми может любой желающий, а владелец — зарабатывать. И очень захотелось воплотить это в реальность. Перспективностью идеи проникся мой друг Никита, владелец BMW 520i 1982 года и Cadillac Fleetwood. Обе машины — харизматичная классика, вызывающая неизменный интерес окружающих и обладающая магической способностью опустошать кошелек. Третьим единомышленником стал наш общий знакомый из круга автомобильных журналистов. Сдавая апартаменты в историческом центре Санкт-Петербурга, он предлагал своим гостям в качестве транспорта аутентичную 24-ю «Волгу», Mercedes SL500 и Chevrolet Caprice. Вместе с ними и еще парой энтузиастов летом 2021 года мы придумали Autobnb — сервис аренды интересных автомобилей, основой которого стали наши личные машины. Также подобный проект запустил наш знакомый в Черногории, а в Калининграде к тому моменту уже год существовал прокат классических Мерседесов.



Олег Бармин
Основатель LEO Rent, компании по прокату ретроавтомобилей в Калининграде



— Лет пять назад я рылся в старых альбомах и нашел коллекцию вкладышей «турбо», которые в детстве собирал, обменивал, гладил утюгом через марлю — это было в миллион раз круче социальных сетей! Среди них я нашел вкладыш с зеленым Mercedes W123 и вспомнил, что мечтал о таком еще в 90-х. Через пару недель наткнулся на объявление о продаже точно такой же машины за 220 тысяч рублей и сразу же ее купил. Планировал ездить на ней в Калининграде, но так как на тот момент жил в Москве, машина стояла и начала врастать в землю. Жена друга работала в автопрокате, и я предложил сдать этот седан через их компанию. Поначалу идея не была воспринята всерьез, но в июле 2020 года все же решили попробовать. В итоге до конца сезона машина была занята каждый день! Пейзажи Восточной Пруссии, ее старые дома с черепицей, брусчатка и ретроавтомобиль с винтажной музыкой — идеально для свадеб, праздников в ретростиле и просто красивых прогулок. В Калининграде никто не делал и до сих пор не сделал подобный прокат, хотя идея лежала на поверхности. Решили расширять автопарк и столкнулись с проблемой: найти старую машину в хорошем состоянии почти невозможно. Либо жутко дорого, либо состояние не оставляет надежд на восстановление. Но когда попадается подходящий вариант — сразу бежим покупать. Сейчас в LEO Rent восемь машин, все пользуются спросом, но, конечно же, требуют внимания и частого ремонта в силу возраста и интенсивности эксплуатации. Многие клиенты, вопреки нашим предупреждениям, любят заехать подальше в поле и лечь на капот, чтобы устроить лучшую фотосессию в мире. Зато благодаря таким фотографиям мы почти не тратимся на маркетинг — люди отмечают нас в публикациях и проект рекламирует себя сам. Несмотря на невысокую маржинальность, этот бизнес занимает достойное место в нашей туристической «экосистеме». Путь клиента выглядит так: приехал в Калининградскую область, взял ретроавтомобиль, поехал в ретродеревню, выпил ретросамогона, пошел в ретробаню, затем послушал виниловую пластинку и уснул с улыбкой, как младенец.






В проекте Autobnb я взял на себя операционную деятельность, Никита отвечал за маркетинг и работу с партнерами, а ментором и соинвестором выступил Филипп Ильин-Адаев, бизнесмен и владелец прекрасной автомобильной коллекции. Обработка заказов, подготовка и выдача автомобилей, финансовый учет — все это отнимало почти все свободное от основной работы время. Взамен — бесценный опыт общения с совершенно разными людьми, вождение классных машин, а иногда и деньги. Мы условились брать комиссию от каждой аренды, совершенную через наш сервис, и направлять ее на развитие. Вкладываться было куда: реклама, поиск партнеров, операционные расходы — все как у любого молодого проекта. Сработал эффект «сарафанного радио», и проект быстро стал известен в автомобильных кругах. Уже в августе мы стали участниками фестиваля «Автокультура», а затем привезли два десятка машин на знаковое мероприятие — ГУМ-ралли на Красной площади. Запустили продажу подарочных сертификатов на аренду машин, и они тоже начали пользоваться спросом. Стали появляться постоянные клиенты, число подписчиков в социальных сетях начало расти. Мы едва успевали разбираться с заявками, которые непрерывно поступали до самого ноября, когда пришло время задуматься о всесезонных машинах. Ими стали две полноприводные Теслы и Subaru WRX STI. Они, как и впоследствии большинство других машин, были предоставлены близкими нам по духу владельцами.



Николай Васин
Владелец Subaru WRX STI



— Идея аренды личного автомобиля появилась у меня в голове задолго до того, как сервисы каршеринга стали столь популярны. Мне всегда казалось, что было бы здорово иметь несколько машин в собственности, кататься и получать от них удовольствие, и одновременно делиться ими с другими автолюбителями, тем самым перекрывая часть расходов на их содержание: ТО, налоги, хранение. Поэтому когда ребята организовали Autobnb, я захотел поучаствовать в их проекте и опробовать свою давнюю гипотезу. Для аренды я за 900 тысяч приобрел Subaru Impreza WRX STI 2008 года в каноническом синем цвете. Еще две сотни ушло на обслуживание, мелкий ремонт и подготовку к аренде. У меня не было сомнений, что желающих на этот автомобиль будет предостаточно, и я не ошибся. За год Subaru брали 67 раз, из которых было несколько повторных клиентов — настолько им понравилась машина. Иногда, впрочем, катался и сам. Основная проблема очевидна — это огромные риски. Я боялся крупного ДТП, устроить которое на столь провокационной 300-сильной машине более чем легко (забегая вперед — этот риск меня миновал). Также я имел весьма туманное представление о характере эксплуатации. Как долго прогревали мотор? Как управлялись с коробкой и сцеплением? В каком температурном режиме эксплуатировали? Не перегружали ли тормоза? Это очевидно повлекло крупные траты на ремонт в сравнении с тем, если бы машину водил только я сам. За год машина преодолела 30 тысяч километров, из которых 21 тысяча — под арендаторами. Я два раза менял сцепление и трижды «капиталил» двигатель! Третий ремонт, правда, полностью оплатил клиент ввиду собственной вины, но даже несмотря на это в сервисах я оставил 838 тысяч рублей. Машина сдавалась в среднем за 10 тысяч в сутки и принесла 1 315 000 рублей, половина из которых — девять долгосрочных аренд. Импрезу я продал одному из арендаторов этой осенью за 1 450 000 рублей. Это была яркая во всех смыслах история, и этот опыт я никогда не забуду. Буду ли повторять с другой машиной? Скорее да, чем нет.






Первая зима прошла успешно — по крайней мере ни одна из машин не была разбита, и мы даже смогли немного заработать. Потери, правда, тоже были. Юный парень очень хотел показать своим подписчикам красивую жизнь, чтобы продать какие-то курсы, и попросил Теслу в долгосрочную аренду. Давать не хотели, но решили пойти на эксперимент, и не только ради четверти миллиона рублей. За месяц аренды в его социальных сетях мы наблюдали и дрифт по сухому асфальту, и передачу управления несогласованному заранее третьему лицу, и даже обещания разыграть эту машину среди подписчиков. По возвращении из аренды удержали часть залога за уничтоженные шины и мятую крышку переднего багажника и зареклись больше не влезать в подобные авантюры. А еще во время съемок красивого видео та же Тесла на полигоне повредила другую нашу машину, доказав, что неудачи случаются не только во время аренды.





Вопрос серьезных ДТП и угона волновал нас с самого начала. Ведь в худшем случае арендатор может сбежать, оставив нас с договором аренды и залогом в несколько десятков тысяч рублей. Каско решает этот вопрос для машин моложе десяти лет, коих в нашем сервисе меньшинство. Как быть с олд- и янгтаймерами, стоимость ремонта которых просто не поддается подсчету, а на некоторые запчасти и вовсе не найти ни за какие деньги? Раньше этой цели с переменным успехом служил триптих икон, но Никите после невероятных переговоров со страховыми компаниями удалось найти выход. Полис каско, который покрывает все риски, оплачивается поквартально, стоит приемлемо, хоть и имеет внушительную франшизу около 100 тысяч рублей. Это стало одной из главных фишек проекта и нашей персональной гордостью: клиенты были готовы доплачивать за эту опцию и снизить свои беспокойства при аренде, а владельцы потянулись активнее сдавать свои редкие автомобили. Так, в парке появились два невероятных Мерседеса: купе 560SEC 1987 года и родстер 280SL 1977-го. По каско застраховали и наши личные машины, а также те, которые пользовались наибольшим спросом. На наше со страховой компанией счастье, за более чем тысячу аренд были лишь мелкие ДТП, большинство из которых — по вине третьих лиц, поэтому к урегулированию прибегали лишь посредством ОСАГО.





За ростом автопарка, спроса и заработка неминуемо росли расходы: помимо страховок нам пришлось нанять двух водителей, в обязанности которых входила выдача, подготовка и доставка машин, а затем и менеджера по обработке и распределению заявок. Иногда выдачей занимались сами владельцы, что в пиковые моменты стало настоящим спасением. Так, в первый день рождения Autobnb мы сдали 24 автомобиля одновременно! В то июльское воскресенье мы организовали свой первый автофестиваль, куда пригласили друзей и клиентов, после чего отправились в круиз по столице, а завершили день товарищеским чемпионатом на загородном картодроме. На тот момент парк насчитывал уже около полусотни машин, а география пополнилась еще несколькими городами, хотя более 80% аренд по-прежнему происходило в Москве.



Никита Ситников
Основатель Autobnb, сервиса аренды интересных машин



— Autobnb запустили на чистом энтузиазме, спустя год стало ясно, что бесконечно так продолжаться не может — проект должен приносить деньги. Аренды происходят каждый день, в парке состоят десятки уникальных машин, через нас проходят сотни клиентов. Их счастливые лица и восторженные отзывы просто не дают нам права на ошибку! И мы поставили целью сделать классный продукт, привлекательный не только за счет машин. Для оперативной и качественной работы внедрили CRM-систему и перестали теряться в заявках и бесконечных таблицах. Для удобства оплаты подключили эквайринг, зарегистрировали ООО. Разработали новый регламент осмотра машин до и после аренд, чтобы не платить за чужие ошибки. Все это потребовало существенных затрат, но вывело сервис на новый уровень. Сегодня у нас больше 100 машин в нескольких регионах, есть даже за пределами России. Можно взять новейший электромобиль или классический BMW E28, с которого все начиналось. Стоимость его аренды, кстати, специально сохраняем на минимальном уровне, она своего рода «входной билет». С появлением современных машин в парке все больше клиентов стали использовать аренду в качестве тест-драйва перед покупкой. Они не очень интересуются классикой, зато хорошо поднимают средний чек. Для фанатов же мы выпустили фирменный «мерч», проводим клубные мероприятия и даже сделали фирменный календарь в духе Pirelli. На всем этом удается понемногу зарабатывать, и я постоянно размышляю над повышением качества и эффективности этого проекта.




В связи со своим отъездом в конце 2022 года я покинул Autobnb и продал оба своих родстера. SLK за один неполный сезон заработал чистыми немногим более 200 тысяч рублей, а Boxster ездил два года и полностью окупил не только себя, но и все расходы, включая проценты по кредиту, обслуживание, а также замену двигателя. Увы, меня не миновал этот дорогостоящий инцидент, произошедший не по вине арендатора. В Белоруссии во время аренды произошла утечка антифриза, в результате чего оппозитная «шестерка» перегрелась и ее заклинило. Контрактный агрегат с заменой обошелся в 450 тысяч, что, впрочем, существенно дешевле капитального ремонта (около миллиона рублей) или покупки нового двигателя (свыше четырех миллионов). За более чем сотню аренд Porsche ни разу не попадал в ДТП, а единственный кузовной ремонт, который я делал — беспокрасочное удаление вмятин, которые накопились на крыльях и капоте после бесконечных фотосессий. Еще около 100 тысяч я бы смог сэкономить на обслуживании, покупая неоригинальные запчасти, но в силу своей любви к машинам просто не мог этого позволить. Возможно, с точки зрения бизнеса это не самый эффективный подход — в сочинских прокатах я находил такие машины в полтора-два раза дешевле, они ввиду полной загрузки окупаются даже быстрее. Но наметанный глаз сразу определяет автомобиль сложной судьбы, на обслуживании которого экономят. Избрав для себя тактику «лучше сдать реже, но дороже», я не пожалел об этом. Владеть машиной мечты, которая приносит деньги — это счастье. Несмотря на то что по истечении нескольких лет в этой сфере мне так и не удалось воплотить мечту личного гаража мечты, я позволю себе подвести итоги этого эксперимента.






Первое. Главный стереотип о том, что машины будут немедленно угнаны или разбиты, а мы получим кучу штрафов, был развеян. Причина тому — сами автомобили, чей средний возраст около 20 лет, просто не располагают к деструктивному поведению. По большей части аудитория отнеслась с уважением к возможности провести время в компании интересного автомобиля. Машины брали для съемок, чтобы вспомнить молодость или удивить близких, на торжественные события, ретропробеги и просто разбавить будни. Случались разовые инциденты, на которых мы учились и старались не повторять. Были и штрафы, иногда по несколько в день, но все арендаторы их оплачивали по первой просьбе или перечисляли нам деньги.






Второе. Нашлось много владельцев, готовых сдать в аренду свои необычные машины. Мы даже сделали соответствующую форму на сайте, и вскоре ассортимент пополнила такая по арендным меркам экзотика, как Renault Twizy, Mercedes W123, Lincoln Town Car и Subaru WRX STi. Какие-то машины ездили постоянно, другие — не сдавались совсем, но автопарк расширялся и становился разнообразнее, притом что собственных издержек на его содержание мы практически не несли. Бонусом — почти на всех машинах удалось прокатиться лично, что само по себе является мечтой для многих.







Мой самый запоминающийся автомобильный опыт в автопрокате: Tatra 613 и Renault Twizy

Третье. Такой бизнес сложно поддается масштабированию. Причем как географически, так и с точки зрения парка машин. Начав с двух столиц, спустя два года работы сервис расширился до десятка городов. Но подавляющая часть аренд по-прежнему осталась за столицей, а в остальных местах автомобили сдаются от случая к случаю. Но даже в Москве невозможно спрогнозировать, какая именно машина будет пользоваться спросом. И даже когда модель «зашла», покупка второй такой же не приведет к удвоению прибыли, как в классическом арендном бизнесе или каршеринге, так как сегмент очень специфический.







Аренда советской «классики» без водителя — новая и востребованная услуга

Четвертое. Нашлось достаточно людей, готовых арендовать старые машины по цене новых. Такие клиенты берут в аренду не автомобиль для перемещения, а игрушку для эмоций, и не размышляют в духе «чем новее машина, тем лучше». Привычная для большинства арендных компаний логика тут не работает. Цена аренды может быть эквивалентна лишь ощущениям, полученным при вождении, а не стоимости километра пути.







Пятое. Лучшая страхования компания — это та, в которую ты ни разу не обратился. Потому что никакие выплаты не вернут сломанную деталь, давно снятую с производства, а тем более не компенсируют простой машины из-за ее ожидания. Но сам факт наличия полиса, покрывающего угон и тотальную гибель, позволил легче прощаться с машиной перед очередной арендой. При отсутствии такого лояльного страховщика можно стать им самим, дисциплинированно откладывая с каждой аренды некую сумму в страховой фонд — некоторые прокатчики так и делают.






Шестое. Этот сервис завязан на офлайн-процессы. Особенные машины требуют особенного отношения — их нельзя просто оснастить электронным замком и телеметрией, переведя процесс бронирования в приложение. Перед добавлением в каталог встреча с владельцем, тщательный осмотр и тест-драйв автомобиля обязательны. Каждый клиент проходит собеседование, каждая аренда — это индивидуальный заказ. Очень часто она завершается увлекательным разговором об автомобилях.






Футуристичные электромобили — отдельный и весьма маржинальный актив в арендных парках

Седьмое. Заработать, сдавая нетривиальную машину в аренду — можно. Для этого должен сложиться ряд обстоятельств, часть из которых нельзя спрогнозировать заранее. Наверняка можно сказать лишь, что сопряженные с владением расходы вырастут. Иметь коллекцию машин, которая окупает сама себя, пока владелец лежит под пальмой — утопия. Впрочем, любовь к автомобилям, терпение, риск-менеджмент и капля авантюризма способны приблизить эту мечту к реальности.



Фотобонус: Уютные интерьеры «машин времени»



Аренда редких машин: бизнес или авантюра? - «Автоновости»













>Другие статьи из раздела «Секреты автобизнеса»



>

150011
414
Перегон-2020. Есть ли спрос?


>

42225
224
Записки водителя такси. Сколько заработает девушка: 60 000 рублей «подняла». Пойду на 100 000!


>

98018
213
Как делать деньги на АЗС. Прибыль и убыток от продажи топлива


>

24425
106
Опыт работы в сервисе: от мечты до разочарования


>

22058
124
Борец со злом и враг народа: как работают эвакуаторщики?
16-06-2024, 09:27
Вернуться назад