Автор: Алексей Степанов
Фото автора, Дрома и Haval
Источник: Дром
Вот уж не скажу точно, то ли мы постепенно привыкли к китайским автомобилям, то ли китайцы научились рисовать симпатичный дизайн… Так или иначе, но все больше новых машин из Поднебесной выглядят по меньшей мере неплохо и даже красиво. Вот и новый Haval, получивший на внешних для Китая рынках индекс H3 (у себя на родине его знают как Haval Cool Dog KaGou), точно не назвать уродливым или страшным. Угловатый кузов сделан в стилистике внедорожного позиционирования — ведь новинку будут продавать в недавно созданных дилерских центрах Haval Pro, ориентированных на машины повышенной проходимости. При этом здесь нет рамы, а из двух вариантов по оснащению полный привод доступен только для топовой комплектации. Это точно внедорожник? Чтобы попытаться понять, насколько оправданно такое позиционирование новинки, мы отправились на первый тест-драйв H3 в окрестности Сочи.
Наши постоянные читатели уже знают о разделении дилерской сети Haval на две ветви: City и Pro. Причем на самом деле это даже не разделение, а расширение — все существующие салоны (которых на момент появления новости было 146 на всю Россию) ребрендируют под именем Haval City. А салоны Haval Pro — это новые дилерские центры, специализирующиеся на моделях повышенной проходимости, преимущественно рамных. При этом первенцем сети стал классический кроссовер с несущим кузовом, у которого два исполнения из трех имеют привод только на передние колеса! Воистину — чудны дела твои, Господи 🙂
Haval H3 можно смело называть крестоносцем — за характерные рисунки в передней и задней оптике. Само собой, весь свет тут на светодиодах. Также стоит отметить характерные выштамповки на боковинах кузова, переходящие с дверей на крылья: выглядит эффектно и брутально, но осложнит кузовной ремонт без замены деталей
Дизайн интерьера у H3 вполне современный, но его архитектура осталась традиционной. Мультимедийный дисплей имеет горизонтальную ориентацию и не гипертрофирован в размерах (его диагональ — достаточные для большинства задач 12,3 дюйма). На электронный приборный щиток не надо смотреть поверх руля, а сам руль круглый, без обрезок по хорде снизу и тем более без овальностей и прочих экзерсисов авангардных автодизайнеров. Разве что сама «баранка» может показаться недостаточно пухлой в руках. Но ни к чему привыкать не надо, все на своих привычных местах.
И все же без уже традиционных минусов не обошлось. Так как в Китае те же подогревы кресел — опция необязательная, то и реализована она на адаптированных для России машинах не отдельными кнопками, а через экранное меню. Само меню «климата» при этом надо «вызывать» отдельно, а имеющихся сенсорных кнопок «быстрого доступа» на экране недостаточно. Далее, широкие спицы руля перекрывают вид на подрулевые рычажки: чтобы посмотреть, какой выбран режим света, надо повернуть руль, что на ходу чаще всего невозможно. Ну и, конечно, традиционная претензия к невозможности смены фона приборной панели, где показания спидометра и тахометра доступны исключительно в цифровом виде.
Водительское кресло не отличается развитой боковой поддержкой, угол наклона подушки не регулируется, а сама она традиционно коротковата. Однако сидеть все же удобно. А для отдыха есть особая программируемая функция ISpace, при которой кресло принимает удобное для отдыха положение, климат-контроль устанавливает комфортную температуру, а аудиосистема начинает воспроизводить расслабляющую музыку. Само собой, работает эта функция только во время стоянки 🙂
Задний ряд благодаря весьма длинной колесной базе (2710 мм) просторен. Здесь практически нет напольного тоннеля, да и над головой пространства хватает, несмотря на панорамную крышу с люком, площадью 1,1 м2. Есть дефлекторы вентиляции, клавиши подогрева сидений, карманы в спинках передних кресел и в дверях… И только подлокотником задних пассажиров почему-то обделили. Да и регулировки наклона спинки нет, хотя особой нужды в этом тоже нет: угол ее установки можно признать оптимальным
Несмотря на приоритет в пространстве пассажирской части салона, а также наличие полного привода и независимой задней подвески, объем багажника составляет неплохие 493 литра (1298 л при складывании спинок заднего дивана). Однако его пол достаточно высок, активный сабвуфер не даст разместить под полом снятое полноразмерное колесо. И почему-то штатно он не комплектуется полкой/шторкой, хотя подготовка под ее установку есть
Теперь немного подробностей о технической части. Haval H3 — как уже говорилось, типичный представитель клана кроссоверов. Длина кузова — 4520 мм, что на 48 мм больше, чем у Джолиона, но на 100 мм меньше, чем у Дарго. Безусловный плюс новинки — классический дизайн, где и общие пропорции соблюдены (обособленный от пассажирского салона моторный отсек), и отдельно детали сделаны привычно: круглые фары, прямоугольная и четко очерченная решетка радиатора, сформированный внедорожный обвес нижнего периметра кузова из неокрашенного пластика, встроенный в заднюю дверь кофр «запаски»…. Стоп! А вот тут ошибка вышла: запасное колесо, причем неполноразмерное, у H3 расположено под полом багажника. А на задней двери здесь просто декоративная выштамповка, добавляющая брутальности и… защищающая заднее стекло от загрязнений! Честно говоря, спорное решение, так как, с одной стороны, от заднего «дворника» действительно удалось отказаться (его тут нет совсем), с другой — остекление багажника стало узким и обзор назад из салона ограничен. Не помешает ли это при парковках?
Вид во внутреннее зеркало заднего вида напоминает амбразуру танка. Благо наружные зеркала здесь позволяют видеть даже немного за кормой. Да и камеры кругового обзора присутствуют
В основе H3 лежит та же платформа L.E.M.O.N., что и на Jolion с Dargo. Однако в отличие от первого здесь даже на переднеприводных машинах сохраняется задняя независимая подвеска при многорычажной схеме. А с ней и все положительные моменты, связанные с управляемостью и комфортом. И действительно, с первых же метров движения H3 сразу располагает к себе вкрадчивой плавностью хода на хороших дорогах. На разбитом асфальте может проявляться эффект неподрессоренных масс не самых скромных 18-дюймовых колес. Но раскачки на «волнах» или излишней кренистости в крутых поворотах у H3 нет. Впрочем, к ходовым качествам мы вернемся чуть ниже.
С одной стороны, дорожного просвета здесь достаточно для любых дорог с твердым покрытием. Но вот лазить в грязь и даже по глубоким сугробам стоит осторожнее, помня о том, что хотя откровенно выступающих элементов тут и нет, в целом все элементы висят все же низковато
А сейчас — о силовых агрегатах. Двигатель полноприводной версии представляет собой очередную итерацию мотора, известного по моделям F7 и Jolion. Его индекс — GW4B15L. Мощность выросла со 150 до 177 л.с. Да, без программной корректировки тут не обошлось, но она необходима как минимум по двум причинам. Во-первых, здесь совершенно другая турбина — с изменяемой геометрией, как легко понять из расшифровки аббревиатуры VGT (Variable Geometry Turbochargers). Во-вторых, этот мотор работает по циклу Миллера, что позволяет снизить расход топлива. Кроме того, новый модуль управления системой охлаждения позволил сократить время прогрева двигателя минимум на 30%. Ну и остаются на месте непосредственный впрыск топлива и система регулирования фаз газораспределения.
Капот тяжеловат: газовые упоры здесь были бы нелишними. А вот длина капота удобство доступа к мотору не облегчает: спереди пространство «съедает» пакет радиаторов, сзади — «жабо» системы вентиляции и стеклоочистителей. Однако аккумулятор и горловина для омывающей жидкости на виду и в нормальном доступе. Но почему опять так откровенно напоказ выставлен электронный блок управления?
У переднеприводных исполнений изменений по мотору, получившему индекс GW4G15M, меньше. Но и тут увеличено давление впрыска (сам он остался распределенным) и его частота, оптимизирован впускной тракт для лучшего смесеобразования, применен менее шумный цепной привод ГРМ, выпускной коллектор встроен в головку блока, модифицирована система изменения фаз… При этом оба двигателя по-прежнему допускают продолжительную работу на 92-м бензине. Учитывая все это, тем, кто рассчитывает на более длительную беспроблемную работу мотора, лучше рассматривать переднеприводную модификацию H3 — здесь больше проверенных решений и ниже степень форсировки.
Для всех исполнений колеса — только на 18 дюймов и с дисковыми тормозами вкруг. Учитывая традиционную слабость тормозов китайских машин, это, безусловно, плюс. Да и размер механизмов внутри дисков не выглядит недостаточным
А вот маркировка 7-ступенчатого преселективного «робота» HYT7DCT1-A02 (он же GW7DCT1-A02) совпадает с таковой на Jolion. Напомним, что этот агрегат рассчитан на момент до 300 Нм, что ниже предельных возможностей обоих моторов (210 и 270 Нм для 2WD и 4WD соответственно). Сцепления — «мокрые», и это внушает оптимизм по поводу их ресурса. А что насчет поведения и адекватности работы? На F7 (где используется эта же коробка) поначалу все жаловались на задержки при старте. На Джолионе ситуацию улучшили, но не полностью. А на H3? В какой-то момент потребовалось быстро развернуться на узкой улочке с постоянным потоком машин. На удивление получилось сделать это максимально быстро и без задержек при смене режима из D в R и обратно и, соответственно, без помех для других машин.
Селектор КП знаком по некоторым другим моделям GWM. Режимы движения выбираются вращающейся «шайбой». Здесь же расположена кнопка запуска двигателя
Теперь — о внедорожных способностях кроссовера в целом. Дорожный просвет H3 составляет 196 мм. На первый взгляд, этого достаточно. Но стоит иметь в виду, что штатная защита моторного отсека снизу — пластиковый «фартук», не рассчитанный на сколько-нибудь серьезное противостояние ударам о грунт, камни или иные препятствия. Здесь и выпускной тракт не спрятан в тоннель пола (да и нет тут тоннеля в принципе), и «банка» глушителя висит под задним бампером поперек, и топливный бак спереди «прикрыт» специальной трубой — все практически так же, как на Джолионе. Да еще и клипсы крепления накладок бамперов по низу выглядят уязвимо (особенно спереди). Так что на грунтовых дорожках ждать от новинки способностей того же Дарго не стоит.
Тем не менее крутой подъем по каменистой гравийке в окрестностях Сочи H3 преодолел играючи, без задействования специального внедорожного режима «Трава/гравий», который на полноприводных машинах дополняет штатные режимы «Стандартный», «Спортивный», «Экономичный» и «Снег». Тут очень хорошо проявили себя характеристики обновленного мотора, у которого «полка» крутящего момента начинается уже с 1500 об/мин. И только если ехать совсем медленно, когда коробке уже некуда уходить «вниз», может возникнуть дефицит тяги, при котором блок управления трансмиссией начнет распускать сцепления, чтобы повысить обороты мотора. Увы, за счет ресурса сцеплений, которые в этом случае начинают работать с пробуксовкой.
Традиционная имитация диагонального вывешивания подтвердила подмеченные еще во время зимнего теста обновленного Джолиона хорошие настройки электронных помощников: вывешивание одного и даже двух колес все равно не лишает машину подвижности. Хотя механическую блокировку заднего дифференциала, как на Dargo X, никакая электроника до конца не заменит
На асфальте я проверил отличия поведения машины в разных ездовых настройках. Так вот, больше всего мне понравился не «стандартный» режим, а «Снег». Во-первых, он наряду с режимом «экономичный» не так сильно раскручивает мотор при ускорении (учитывая достаточно высокий крутящий момент, необходимость в понижении передачи при разгоне не всегда очевидна). А во-вторых, именно в режиме «Снег» H3 может начать движение не после нажатия на педаль газа, а после отпускания педали тормоза — так значительно удобнее в пробках и вообще в городе. Кроме того, в «Стандарте» старт с места идет с небольшой заминкой, не резко, а в «Спорте» переключения передач происходят на более высоких оборотах, что, опять-таки учитывая высокий крутящий момент, достигаемый уже после 1500 об/мин, дает больше шума мотора, чем динамики разгона.
Выше я говорил об умеренной кренистости H3. И в целом это так. Однако при резких сменах курса (например, объезд неожиданно появившейся из-под едущего впереди автомобиля ямки или вообще маневр «переставки») машина вначале дает крен и только потом следует за рулем — почти как классический рамный внедорожник!
По итогам первого теста, думаю, уже понятно, что считать Haval H3 внедорожником наивно. И по конструкции, и по возможностям вне дорог это типичный «паркетник». Другое дело, что среди китайских моделей и такой уровень «off-road» сегодня редкость (я имею в виду наличие полноприводных версий). С другой стороны, здесь характерный дизайн, отсылающий именно к машинам повышенной проходимости. Да и некоторые особенности в ходовых качествах могут напоминать внедорожник. К тому же в скором времени анонсируют вторую модель дилерской сети Pro (ожидаем не менее брутальный на вид новый Haval H9, который дебютировал на недавнем автосалоне в Пекине, но не факт, что следующим будет именно он). Пока же главным минусом H3 стоит считать ограниченное число автосалонов новой сети, которых сейчас всего 25: для успеха — а у Haval H3 для этого есть все предпосылки — надо больше дилеров!
Технические характеристики Haval H3 (данные производителя)
Тип | Универсал (SUV) | |
Количество мест/дверей | 5/5 | |
Тип | Бензиновый, с распределенным впрыском и турбонаддувом | Бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | |
Рабочий объем, куб. см | 1497 | 1499 |
Мощность, л.с. при об/мин | 143/5500–6000 | 177/5500–6000 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 210/1800–4400 | 270/1500–4400 |
Привод | Передний | Полный |
Коробка передач | РКП-7 (преселективный «робот» с двумя «мокрыми» сцеплениями) | |
Передние | Дисковые вентилируемые | |
Задние | Дисковые | |
Передняя | Независимая, пружинная (McPherson) | |
Задняя | Независимая, пружинная (многорычажная) | |
Длина/ширина/высота, мм | 4520/1875/1745 | |
Колесная база, мм | 2710 | |
Клиренс, мм | 196 | |
Снаряженная масса, кг | 1645 (1680*) | 1780 |
Объем топливного бака, л | 55 | |
Объем багажника (min/max), л | 493/1298 | |
Шины | 225/60 R18 | |
Максимальная скорость, км/ч | 170 | 175 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 11,6 | 9,6 |
Комбинированный цикл | 7,7 | 8,3 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 179/Евро-5 | 193/Евро-5 |
* комплектация с люком
Цены и конкуренты
Во время тест-драйва был обнародован официальный прайс на Haval H3. Рекомендуемые розничные цены на моноприводные машины, доступные в двух комплектациях (Premium и Tech+), составляют 2 599 000 и 2 849 000 рублей соответственно. В список оснащения начальной версии входит обивка сидений экокожей с перфорацией, полный зимний пакет (подогревы передних и задних сидений, наружных зеркал, руля и лобового стекла), электрорегулировка водительского кресла, электропривод двери багажника, двухзонный климат-контроль, круиз-контроль, камеры кругового обзора, шесть подушек безопасности, шесть динамиков аудиосистемы, протоколы беспроводной связи со смартфоном, ISpace и телематика Haval Connection. В комплектацию Tech+ дополнительно входят панорамная крыша, функция «удобная посадка» с памятью водительского кресла, электрорегулировки кресла переднего пассажира, адаптивный круиз-контроль, электронные ассистенты водителя ADAS, аудиосистема JVC с 16 динамиками и 4D-эффектом, беспроводная зарядка смартфона и автоматическое управление дальним светом.
Полноприводная версия предлагается только в комплектации Tech+, ее рекомендуемая стоимость — 3 099 000 рублей.
А что предлагают конкуренты? Для начала стоит отметить, что в Китае традиционно не востребованы полноприводные кроссоверы, поэтому большинство официально поставляемых к нам моделей версий с приводом на все колеса не имеют. Однако альтернатива новому H3 в схожей размерности все же есть. Самый популярный из них у нас — Chery Tiggo 7 Pro Max, который в полноприводном исполнении оснащается бензиновым мотором объемом 1,6 литра и мощностью 150 л.с. в сочетании с преселективным «роботом». Еще в конце прошедшего года за «семь про макс» с 4WD просили от 3 150 000 рублей. Машины 2024 года стали дешевле: теперь такой Chery можно взять уже от 2 930 000 рублей. (комплектация Elite), однако топ-версия Ultimate все еще дороже — ее стоимость составляет 3 260 000 рублей.
«Премиальный» Exeed LX, оснащающийся тем же силовым агрегатом, что и Tiggo 7 Pro Max, значительно дороже — минимальная рекомендуемая стоимость такой машины составляет от 3 770 000 рублей.
В суббренде Jaecoo у Chery также есть схожая по размерам и характеристикам модель — кроссовер J7. Его 1,6-литровый бензиновый турбомотор выдает 186 л.с. и также сочетается с 7-ступенчатым «роботом». Однако цены лишь немного ниже, чем у Exeed, и лежат в диапазоне 3 609 900–3 749 900 рублей.
Еще один кроссовер «семьи Chery», имеющий полноприводную версию — Omoda C5. Здесь, как и у соплатформенного Tiggo 7 Pro Max, использована связка из 1,6-литрового 150-сильного турбомотора и 7-ступенчатого «робота». Такие кроссоверы сегодня предлагаются по ценам 2 929 900–3 069 900 рублей, однако стоит учитывать, что C5 меньше в размерах — его длина всего 4400 мм, и в силу этого он наименее просторный по салону, что обязательно скажется при семейной эксплуатации.
Geely Atlas Pro, наоборот, кажется крупнее остальных, однако на деле он всего на 24 мм длиннее H3. Но у него 3-цилиндровый 1,5-литровый турбомотор выдает аналогичные Хавейлу 177 л.с. и также сочетается с преселективным «роботом». Разве что еще система «мягкого» гибрида присутствует. Цена на эту модель сегодня начинается от 3 088 990 и доходит до 3 393 990 рублей в «топе». Однако с учетом начала сборки в Белоруссии под именем Belgee X70 стоит ожидать и некоторого снижения стоимости, что сделает его наиболее серьезным соперником для H3.