Автор: Сергей Арбузов
Фото автора
Источник: ДромУже два года мы отслеживаем цены и наличие автомобилей у крупных московских дилеров, торгующих новыми машинами. А вот до продавцов подержанных автомобилей руки у нас не доходили, хотя и нужно-то было просто перейти в соседнее здание, ибо дилеры новых автомобилей с не меньшим удовольствием зарабатывают на «бэушках». Короче говоря, вооружимся статистическими данными по ценам на машины с пробегом по состоянию на декабрь прошлого года, сравним их с ценами по состоянию на конец мая, посмотрим, как они изменились, и подкрепим наши выводы живыми примерами.
Сразу оговоримся, что ценовая статистика, используемая нами в материале, подготовлена одним из крупных аналитических агентств с учетом цен в городах-миллионниках на машины, выставленные у дилеров. Кроме того, за исключением оговоренных случаев мы рассматриваем подержанные машины, не подвергшиеся серьезному кузовному ремонту, после которого цена автомобиля обычно сильно снижается.
Итак, что делать рядовому потребителю, который не считает разумной тратой денег покупку нового Kia Cerato за 3,3 миллиона рублей, при этом пока не готов ездить и на китайских аналогах, пускай даже и более дешевых? Неужели кроме подержанных машин совсем нет вариантов за вменяемые деньги? Ну почему же, есть. Вот, к примеру, недавняя «новинка» — седан Solaris HS (он же — Hyundai Solaris), сборку которого возобновили на бывшем корейском заводе близ Санкт-Петербурга.
Вот такой Solaris HS в комплектации Comfort с пакетом Light мне предложили по цене 2,1 миллиона без использования трейд-ин и кредита. Менеджер сразу сказал, что считать кредит «для скидки», когда покупатель заявляет самый минимальный взнос, а затем через месяц-два выплачивает всю сумму, не имеет смысла, ибо выгода небольшая — что-то около 40 тысяч рублей. Кроме того, дилер, к которому я пришел, не продает новые машины без приобретенного у него каско, поэтому добавим к озвученной сумме еще 60 тысяч. На всякий случай отмечу, что речь идет о модификации с 1,6-литровым мотором и 6-ступенчатым «автоматом» классической гидромеханической конструкции. Других версий пока не предвидится: ручную коробку ожидают минимум через месяц-другой, а моторы в 1,4 литра, которые прежде приходили на российскую сборку из Словакии, по понятным причинам уже недоступны
По состоянию на сегодня на бывшем заводе Hyundai собирают в среднем по 70–100 машин в день, при этом у дилеров в свободном доступе стоят только седаны HS. Дело в том, что на остальные модели (в частности, бывшую Крету), небольшие партии которых разошлись в первом квартале, нет полного набора комплектующих. Кроме того, как видно на фотографиях, седаны Solaris HS пока отгружают дилерам без установленных фирменных шильдиков Hyundai на радиаторной решетке — шильдик покупатель получает буквально в пакетике вместе с машиной. Наши конфиденты на бывшем заводе Hyundai сообщают, что тестовые образцы нового логотипа Solaris уже получены, осталось лишь наладить производство.
Однако переходим к основной теме обзора — подержанным автомобилям. И начнем с китайских «электричек».
В конце 2023 года цены за Zeekr 001 4WD годичной давности со средним пробегом в 11,6 тысячи километров едва достигали шести миллионов. Сейчас за эти деньги можно купить машину с вдвое меньшим (в пределах 6000 км) или даже «автовозным» пробегом, то есть продающуюся как подержанную лишь формально — она завезена физлицом и оформлена через СБКТС. При этом в декабре Zeekr 001 4WD образца 2023 года со средним пробегом до 4000 км предлагали со средней ценой в 6,7 млн, то есть дороже, чем сейчас новые. В общем, констатируем, что Zeekr 001 теряет в цене. Других моделей этой марки у нас на «вторичке» пока немного: изредка встречается компактный кроссовер Zeekr Х с пробегами в пределах 3000 километров, за который просят в среднем около четырех миллионов рублей
Дешевеют и электрические полноразмерные кроссоверы Hongqi E-HS9 (напомним, именно эта марка переводится как «Красное знамя» и именно на машине такой марки ездит Си Цзиньпин): если в декабре двухгодичные образцы со средним пробегом в 12 тысяч км можно было взять за 8,4 млн рублей, а годичные со средним пробегом в 6,2 тысячи км — за 11 млн, то сейчас двухгодичные машины с пробегами, не превышающими и тысячу километров, можно взять чуть более чем за семь миллионов. Напомним, что Hongqi представлен в России официально: сегодня новый E-HS9 идет по цене от 9,5 млн без скидок, но это номинал: как правило, «живые» машины продаются почти за 12 миллионов
Впрочем, имеются и «электрички» попроще. К примеру, собираемый в России отверточным методом седан Evolute i-Pro. В конце прошлого года годичные машины со средним пробегом в 13,2 тысячи км можно было приобрести меньше чем за два миллиона при номинальной цене в три, а машины 2023 года с пробегами до пяти тысяч км — за 2,2 млн. Сейчас можно с легкостью найти экземпляр 2023 года с пробегом в 300–400 км за 2,3 млн. Говорить о фактическом падении стоимости на эти электроседаны, видимо, не имеет смысла, ибо непонятно, кто из первых владельцев при покупке новой машины получал скидку по госпрограмме «Электромобиль» в 35% от цены, но не более 925 000 рублей. Впрочем, сейчас «Моторинвест» старается правдами и неправдами распродать Evolute i-Pro прошлого года выпуска — по некоторым кредитным программам можно выйти на цену в 1,8 млн рублей, а у дилеров нам встречались новые машины и за 1,6 миллиона. Вот уж неликвид так неликвид…
Теперь переходим к моделям некитайских марок с традиционным силовым агрегатом, ради которых этот материал и затевался.
В одном из салонов, где раньше стояли новые Тойоты, а сейчас — кроссоверы GAC GS8, нам предложили Camry российской сборки 2018 года в кузове XV50 (то есть позапрошлого поколения) с 2,5-литровым мотором и пробегом 106 тысяч км за 2,4 миллиона, притом что в декабре прошлого года похожие экземпляры стоили 2,7 млн. За следующий кузов XV70 (предыдущее поколение) даже того же года с похожим пробегом уже просят на 300–400 тысяч дороже
За Camry 2021 года выпуска в кузове XV70, оснащенную мотором 2.5 и с пробегом в диапазоне от 70 до 100 тысяч км, сейчас придется выложить уже 3,2–3,3 миллиона и больше, притом что полгода назад за эти же машины просили более 3,5 миллиона. Вспомним, как летом 2022 года цены на новые Camry 2.5 XV70 доходили до шести миллионов. Сейчас прошлогодний кузов XV70 без пробега можно купить за 4,0–4,2 миллиона, а вот на редкие экземпляры новейшего поколения XV80, которые в Китае начали выпускать еще в прошлом году и которые были привезены в Россию, цены сильно разнятся — некоторые продавцы тоже хотят за них шесть миллионов…
А что главный российский соперник Camry — Mazda6? Модель третьего поколения, которая выпускается аж с 2012 года, предлагается у нас, как и Camry, в широком ассортименте. Сейчас машины 2021 года выпуска с 2,5-литровым мотором и пробегами в 30–50 тысяч километров предлагают за 3,0–3,2 млн рублей. Интересно, что за прошедшие полгода такие экземпляры практически не потеряли в цене: по нашим статистическим данным, по состоянию на декабрь за них просили в среднем 3,35 млн рублей. С возрастом у Mazda6, как и у всякой хорошо зарекомендовавшей себя на рынке машины, динамика потери цены резко снижается, а в отдельных случаях даже может вырасти. Вот, к примеру, за редкий образец 2014 года с 2,0-литровым мотором, ручной коробкой и пробегом в 100 тысяч просят 1,75 млн. Интересно, что полгода назад такие машины стоили в среднем 1,6 млн, притом что исполнения с этим же базовым ДВС и АКП оценивались в 1,75 млн
Продолжим «японскую» тему. Mitsubishi Outlander и полгода назад, и сейчас в среднем стоит стабильно меньше, чем Mazda CX-5 — привет любителям вариаторов! При этом в декабре за Аутлендер 2021 года выпуска со средним пробегом в 40 тысяч км, 2,0-литровым мотором, CVT и полным приводом просили 2,9 млн рублей, за ту же версию, только с агрегатом 2.4 — уже 3,3 млн. Сейчас цены на эти же исполнения с этими же пробегами, только 2022 года выпуска, уменьшились в среднем на 50–100 тысяч рублей. На Mazda CX-5 с моторами 2.0 и 2.5, такими же пробегами, только, естественно, с классическим гидромеханическим «автоматом», ценник выше на существенные 200–400 тысяч рублей.
Что касается Suzuki, машины этой марки на московской «вторичке» встречаются не так часто, поскольку в последние годы объемы продаж марки были невелики. Нам встретились вот эти ветераны. За Suzuki Swift 2011 года выпуска с МКП и крохотным для такого возраста пробегом 28 тысяч км просят 1,15 млн рублей, а за Suzuki SX4 2017 года опять же с «ручкой» и 2WD — 1,45 млн рублей, правда, пробег здесь близок к 150 тысячам километров. Отметим, что после этого пробега многие крупные дилеры уже не дают гарантии, хотя иные готовы предоставлять ее, если машина прошла больше 150 тысяч, но меньше 200 тысяч км. Сравним эти живые цены с нашими статистическими данными. В конце прошлого года за такой же Swift в среднем приходилось платить 900 тысяч, а за SX4 — меньше миллиона. Хм… неужели подорожали? Впрочем, повторимся, что по Сузуки не так много предложений на рынке, и часто цены на машины этой марки плавают даже в зависимости от наличия экземпляров в том или ином городе, чего по крупным брендам не наблюдается. Так что однозначных выводов делать не будем
Несколько теряет в цене и популярный в России Nissan X-Trail. В среднем за последние полгода цены на кроссовер упали на 200–300 тысяч рублей и даже больше. Тут, вероятно, дело не только в вариаторе, но и в том, что марка официально ушла из России, в отличие от той же Mazda, Mitsubishi и Suzuki, которые продолжают снабжать дилеров запчастями и обслуживать парк оставшихся гарантийных машин. Интересный момент: Nissan X-Trail с ручной коробкой, который встречается достаточно широко, очень часто по цене идет вровень с исполнением CVT или даже дороже его, правда, уже при больших пробегах, близких к 150 тысячам км и выше.
Итак, полгода назад Nissan X-Trail 2021 года со средним пробегом в 50 тысяч км, оснащенный CVT и полным приводом, в среднем можно было купить за 2,9 млн рублей, сейчас — совершенно свободно за 2,6 млн и дешевле
Впрочем, не пробегом единым. Мой фаворит нынешнего объезда «вторичных» дилеров — вот этот Renault Duster, ибо у него не только полный привод, но и прекрасный французский дизель, работающий в паре с 6-ступенчатой ручной коробкой. Машина выпущена на московском заводе в 2021 году, с тех пор пробежала 77 тысяч км, и просят за нее — 1,85 млн рублей с гарантией в один год и ограничением пробега в 25 тысяч км, причем гарантия — без доплаты, с подробнейшей распечаткой всех условий на пяти листах. Состояние этого Дастера — близко к идеальному, электрика — полностью рабочая, проверил лично. Единственный недочет — запотели амортизаторы, а на стыке с картером двигателя и коробки есть следы масла
А теперь — внимание. В декабре прошлого года именно эту версию Дастера со средним пробегом в 54 тысячи километров можно было приобрести в среднем за 2,163 млн рублей. То есть и здесь видим падение цены. В случае нашего экземпляра ее можно связать с большим пробегом, но лишь отчасти, ведь для дизелей лишние 20 тысяч километров — это немного. Кстати, я сверился с данными нескольких классифайдов, где размещены объявления по этой машине: везде по ней указана цена 2,039 млн рублей, а мне сделали приличную скидку только за то, что я пришел в салон — безо всяких кредитов и трейд-ин. Не только из этого примера, но и вообще по результатам нынешнего объезда московских дилеров я делаю очевидный вывод: торговцы «бэушками» готовы сейчас очень сильно двигаться по цене не только когда речь идет о премиум-моделях D, Е-классов и выше, а даже в бюджетных сегментах. Не знаю, было ли так всегда, но практически это означает, что именно сейчас, в конце весны–начале лета 2024 года, можно совершенно свободно вместо нового «китайца» купить привычную машину, которая прослужит беспроблемно еще как минимум три-четыре года, при этом получить хорошую выгоду в деньгах и потребительских свойствах. Кроме того, такой демпинг свидетельствует, что вторичка начала сильнее давить на рынок новых машин. Понятно, что ситуация эта для российского рынка — уникальная и более никогда не повторится: новые «китайцы» прибывают, а старые «некитайцы» понемногу расходятся и безвозвратно стареют.
Однако в сторону размышления — продолжим знакомить вас с результатами объезда. Имеем на сегодняшний день широкий выбор VW Tiguan 2020–2021 годов выпуска в версии 1.4TSI DSG 4WD или даже 2WD с пробегами 45–65 тысяч км за 2,6–2,8 млн. Полгода назад средняя цена Tiguan 1.4TSI DSG 2WD 2020 года выпуска со средним пробегом 60 тысяч км составляла 2,7 млн, а средняя цена версии 1.4TSI DSG 4WD 2020 г.в. с пробегом 64 тысячи км — почти 2,9 млн. Те же версии, только 2021 года выпуска, со средним пробегом в 46 тысяч км стоили тогда в среднем 3,0 и 3,4 млн, то есть здесь видим снижение цены. Впрочем, и на этих «немцах» можно сэкономить: Тигуан 2019 года выпуска с передним приводом, «автоматом» и относительно небольшим пробегом в 60–80 тысяч км обойдется уже существенно дешевле — в пределах 2,3 млн рублей
А как обстоят дела с калужскими «бюджетниками»? Тут встречаются самые разношерстные варианты. Вот, к примеру, VW Polo всего-то 2022 года выпуска с силовым агрегатом 1.4TSI DSG и пробегом 17 тысяч км, за который просят два миллиона. Обращаем внимание, что у машины чуть подпорчен бампер (сразу и не заметишь), капот зашпаклеван, скоро менять передние тормоза (диски с колодками). А вот VW Polo 2021 года с 1,6-литровым «атмосферником» и классическим «автоматом». Если пробег около 100 тысяч — готовьте 1,65–1,7 млн рублей, а если в районе 20 тысяч — то уже почти два миллиона, если, конечно, машина не требует серьезного ремонта. А что было полгода назад? Оказывается, средняя цена на версию 1.6 АТ 2021 года со средним пробегом в 50 тысяч км находилась в пределах 1,9 млн рублей, а на 1.4TSI DSG со средним пробегом 27 тысяч — переваливала за 2,2 млн
Skoda Rapid в среднем идет либо вровень с VW Polo, либо чуть дешевле. Этот конкретный экземпляр 2021 года с действующей до сентября заводской гарантией, оснащенный 1,6-литровым «атмосферником», классическим «автоматом», с пробегом 34 тысячи км, конечно, выпадает из общей статистики — за него всего-то просят 1,538 млн рублей! Однако не все так просто — машина побывала в аварии: крылья, задняя стойка и одна дверь были выправлены и покрашены, а капот и еще одна дверь заменены. При этом у машины стучат стойки стабилизатора, у одного из амортизаторов слышен стук в районе отбойника, запотевает коробка. Покупать такую машину или нет, каждый решает для себя, но вариант вполне себе рабочий, ибо экономия относительно упомянутого в начале материала Solaris HS составляет более полумиллиона
Естественным образом мы подошли и оригинальному Солярису, то есть к седану Hyundai Solaris — что с ним? Полгода назад образцы 2021 года, не все из которых и по сей день утратили заводскую гарантию, можно было в среднем приобрести по следующим ценам: версия 1.4 МТ со средним пробегом в 51 тысячу км стоила 1,564 млн, 1.4 АКП со средним пробегом 49 тысяч км — 1,643 млн. С наибольшей выгодой по параметру «цена — мощность» можно было взять исполнение с 1,6-литровым мотором и «ручкой» со средним пробегом в 46 тысяч км — за 1,654 млн рублей. За самую популярную (с огромным отрывом от перечисленных) 1.6 АТ со средним пробегом 46 тысяч км нужно было заплатить 1,837 млн. А что сейчас? Сейчас Hyundai Solaris 1.6 АТ с пробегами в диапазоне от 35 до 66 тысяч км обойдется в 1,6–1,8 млн. Интересно, что, как правило, ценник дилеров ближе к нижней границе, а ценник частников — к верхней. При этом новых экземпляров, выпущенных до февраля 2022 года, у официалов практически не осталось — их можно пересчитать по пальцам.
Перед тем как завершить наш сегодняшний разговор, мы предлагаем вам два живых примера по новым «китайцам», причем примеры эти мы намеренно взяли по моделям с разной популярностью.
Переднеприводную Chery Tiggo 7 Pro MAX в средней комплектации Prestige мне предложили за 2,48 млн плюс 60 тысяч за каско. В придачу — защита поддона картера, антикор днища, коврики, подкрылки, «брызговики». На эту машину только прямая скидка, полностью перекрывающая утильсбор, составила 305 тысяч рублей. Всего же мне сбросили существенные 470 тысяч. Единственный минус этого предложения, да и то весьма условный, заключается в том, что речь идет об экземпляре 2023 года выпуска
А вот еще пример скидки на новую машину, правда, стоящую в салоне третий год: JAC JS3 с ручной коробкой можно приобрести за 1,2 миллиона, хотя на сей раз — с кредитом и трейд-ин. А что, есть над чем подумать…
Ну что ж, подходим к концу нашей беседы. По-хорошему, нам нужно было бы коснуться ситуации в сегменте «премиум», а заодно посмотреть, по какой цене можно приобрести подержанных «китайцев» c ДВС, которых на вторичном рынке тоже полным-полно, однако оставим эти темы на потом. По совокупности наших наблюдений, статистических и «натурных» данных делаем следующие выводы: из «японцев» меньше всех за последние полгода потеряла Mazda, «корейцы», наоборот, за редким исключением хуже «держат» цену. Некоторые владельцы Porsche и Mercedes на своих машинах очень даже неплохо заработали, впрочем, об этом, как и о подержанных «китайцах» — в следующий раз.