Автор: Виктор Победов
Фото автора
Источник: Дром
После короткой карьеры курьера на личном автомобиле решил податься в автоподборщики. Да не в простые «рыночные», а те, что работают в красивых дилерских центрах — выкупают автомобили для последующих перепродаж. Профессия, для которой надо еще пройти обучение! Так я стал байером, что на русский язык можно перевести куда прозаичнее — закупщик. Или попросту — «перекуп».
Это — материал внештатного автора: начинающего менеджера дилерского автохолдинга по выкупу автомобилей. Дром открыт для сотрудничества: предлагай свои оригинальные темы на ms@drom.ru, а если статья будет опубликована — получай достойный гонорар.
Сейчас эта профессия весьма востребована работодателями. Продажи новых машин сильно просели, а дилерским центрам надо как-то выживать. И они ринулись скупать подержанные автомобили в расчете на выгодную перепродажу. А специалистов на эту работу не хватает. Вот и завлекают «кадры», обещая сказочные горы — обучение и высокий доход.
Официально работа называется «Менеджер по выкупу автомобилей». Последние десять лет я периодически занимался перепродажей и подбором машин и даже пробовал на этом зарабатывать (рассказывал об этом на Дроме). Так что ничего нового для меня тут не было.
Начал искать вакансии на известном сайте поиска работы. Первой на глаза попадается ничем не примечательная площадка-салон с названием «Автосалон № 1».
При звонке сразу зовут на собеседование.
Приехал, подивился огромным размерам площадки — стоят три сотни подержанных автомобилей.
Кадровик озвучивает условия работы — пять рабочих дней с 10 до 20, потом два выходных. Суть работы — мониторить сайты объявлений, по адекватным вариантам делать звонки с предложением выкупа автомобилей. По цене ниже рыночной, разумеется. План — четыре машины в месяц минимум. В основном работают в эконом-сегменте — автомобили до миллиона рублей. Оклад — 40 000 рублей плюс 5000 с каждого выкупленного автомобиля. Дополнительная мотивация: при невыполнении плана — вычитают 10% из з/п, при перевыполнении — плюс 10%. Если выкупил четыре автомобиля — получил 60 000 минус 13% подоходного налога. Выходить на работу можно хоть завтра.
Ну что ж — уже неплохо. Но отталкивала репутация автосалона. Знакомый оставил у них автомобиль на комиссию. Через месяц, когда он не продался, хотел его забрать, но у машины горел чек и троил двигатель. Что они сделали с автомобилем — непонятно.
Но понятно, что желающих работать в такой мутной конторе немного.
Так что буду смотреть и другие варианты.
На стоянке указанной компании многие автомобили в очень печальном состоянии
Следующий потенциальный работодатель покрупнее — холдинг «Автоклаус». Работают с автомобилями ценой до двух миллионов рублей. Собеседование — онлайн. Выяснилось, что работу предлагают в автосалоне JAC (в прошлом Skoda). Условия: свободный график. Фиксированной суммы нет, но зато с выкупленного автомобиля платят 30 000 рублей. Сколько выкупишь — столько и заработаешь. География поиска — любая. Хоть из Владивостока машину вези — лишь бы прибыль была. Бензин, связь — все за свой счет. Да уж — найди хорошую машину, привези (желательно еще и продай) — а мы тебе за это процент заплатим. Условия так себе.
Обратите внимание на надпись «Не Би-Би мозги» на игрушке посередине. Она передает впечатление от этой компании
Тут попадается объявление от крупной компании с заработком до 400 000 рублей. Заманчиво!
Приезжаю на собеседование. Компания специализируется в основном на выкупе премиальных машин, с ценой минимум три миллиона, желательно — от пяти. Платят от 20 000 до 55 000 с выкупленного автомобиля.
Голубой брутальный Gelendwagen — это на любителя. Но, как говорится, любой каприз за ваши деньги
Для того чтобы у них работать, нужно пройти обучение: пять дней на месте и неделя в Москве. Это для тех, кто с опытом работы. Кто приходит с нулевыми знаниями, должны учиться от одного до двух месяцев.
При обучении в Москве компания оплачивает проживание и трехразовое питание, дорога за свой счет. После успешного обучения, сдачи экзамена и устройства на работу выплачивается стипендия за обучение в размере 40 000 рублей.
Серьезный подход! Работодатель сначала хочет тебя обучить, прежде чем спрашивать результат.
Да и учиться новому, развиваться всегда хочется.
Но сначала надо пройти проверку службы безопасности. Заполняю анкету с личными данными и после дня ожидания получаю одобрение.
Первый этап обучения — дистанционный. Рассказывают про компанию и как в ней нужно работать, раскрывают базовые принципы — честность, порядочность и трудолюбие. Все про меня!
Второй этап обучения — на территории работодателя в моем городе. Встречает меня здесь Алексей — уже работающий менеджер по выкупу. Работает пока один, но еще двое сейчас готовятся стать «специалистами» в столице.
Алексей посвящает в суть дела. Рабочий день начинается в 10 утра с обхода выставленных на продажу автомобилей. На удивление это не Mercedes S-класс и даже не Land Rover. На парковке скромно ждут своих покупателей несколько Nissan Qashqai и Renault Kaptur.
Компания реализует автомобили после безжалостной эксплуатации в московском каршеринге. В столице такие экземпляры не востребованы, вот их и раскидывают по регионам. А вот хорошие дорогие иномарки, напротив, ищут в провинции, а продавать отправляют в Москву. Такая вот логистика у крупной компании, имеющей сеть своих центров по стране.
Сфотографировав автомобили на стоянке и пробег, Алексей делает чек-лист осмотра и скидывает его в головной офис в Москву. На мой вопрос, для чего каждый день фотографировать пробег, рассказал мне про такой случай. Работали в этом офисе два молодых человека, которые использовали автомобили, выставленные на продажу, в своих личных целях. То на обед в кафе съездить, то за подарком жене. В итоге за месяц накатали почти 500 км! Думаю, не нужно объяснять, за что, когда это вскрылось, их сразу уволили.
Да это что! Алексей поведал мне историю, которая случилась пару недель назад в отделении компании в Самаре. Два менеджера выкупили у клиента BMW X6 2019 года за 16 млн рублей. И решили лихо покататься! В итоге тут же на стоянке компании снесли четыре автомобиля. Итог тест-драйва — уголовное дело!
Такой же Х6 разбили в Самаре
Но вернемся к нашей работе. Ждем клиента на Мерседес GT: он уже был на осмотре, с предложенной ценой согласился. Осталось заполнить документы и получить автомобиль. Но чтобы скоротать ожидание, идем на Дром и начинаем обзванивать владельцев потенциально интересных автомобилей. Разговариваем вежливо и доброжелательно, но по факту результат почти нулевой — мало кто хочет ехать на осмотр. Соглашается примерно каждый двадцатый, да далеко не факт, что все же приедет, тем более согласится на выкуп. То есть огромный объем работы проделывается, по сути, вхолостую.
Алексей параллельно рассказывает о себе: работает третий месяц. Сегодняшний автомобиль будет его третий выкупленный. Первые два — Мерседес GLC и свежий Ford Explorer.
Выкупленные Алексеем автомобили
В первый месяц он заработал 15 000 рублей — первая часть стипендии за обучение. Во второй — 15 000 рублей как вторая часть выплаты по стипендии плюс продал один каршеринговый Qashqai (единственный был весь в родной краске). Бонус 20 000 рублей минус подоходный налог 13% (2600 руб.). Итого — 32 400 рублей на руки.
Третий месяц обещает доход более 100 000 рублей: по 55 000 за выкупленные Mercedes GLC и Ford Explorer, и 10 000 остаток стипендии за обучение. За минусом 13% будет как раз тысяч 100 с небольшим.
За разговорами дождались продавца Mercedes GT — совсем молодой парень (чуть за 20 лет), владелец автопрокатной компании. Купил автомобиль полгода назад для себя, но уже накатался.
Контрольный осмотр автомобиля, проверка документов, подписи в договорах — и экс-владельцу GT перечисляется на его банковскую карту восемь миллионов рублей! Крупная сумма дробится по миллиону, то есть в данном случае клиенту пришло восемь уведомлений о пополнении карты на миллион рублей.
На все про все продавец потратил пару часов, разбитых на два приезда. Автомобиль скоро на автовозе отвезут в Москву (как только наберется необходимое для загрузки количество машин).
Автомобиль выкупили по среднерыночной цене в нашем регионе, а в Москве будут продавать по верхней планке, процентов 20 (1,6 млн руб.) точно накинут.
Так как у нас образовался перерыв (день полностью подстроен под клиентов), пообедали в ближайшей столовой (по факту — невкусно и дорого).
Подкрепившись, продолжаем обзвон продавцов. Да, это те самые пресловутые «холодные» звонки, когда собеседник либо сразу бросает трубку, либо раздраженно кричит: «Было же написано — салонам не звонить». Раньше такие навязчивые звонки меня просто выбешивали. Теперь прочувствовал — каково быть на другой стороне баррикад. Да и работа с возражениями — не мой конек.
Вот поэтому перед тем, как отправить тебя на обучение в Москву, надо протестировать будущего байера на месте. Подходишь ли ты в принципе для этой работы? Но у меня нет выбора — надо как-то кормить семью, а перспектива шестизначных заработков заставляет смириться с дискомфортом и гордыней.
Параллельно звонкам прохожу онлайн-обучение по устройству автомобиля, разбивке по классам, особенностям приемки. Сдаю тесты. А ведь в этой работе есть много чего интересного!
В 20.00 заканчивается рабочий день. Подведем итоги. За день звонков Алексею не удалось никого заманить на осмотр и оценку. Ну и у меня результат тоже нулевой.
Поговорили мы с Алексеем про заявленную в рекламе возможность заработка 400 000 рублей. Нет, в нашем регионе ничего такого не было. Знакомый менеджер в Москве выкупил за три месяца 27 автомобилей. С учетом того, что за один выкупленный начисляют 30 000–50 000 рублей, его средняя зарплата за месяц — 350 000. Но это в столице — с учетом, что ты гений этой профессии.
В офис ходил четыре дня подряд, включая выходные. За это время прошел все обучение, сдал тесты и погрузился в специфику работы. Теперь — в Москву!
Ехать решил на своей машине, на топливо в итоге потратил 6000 рублей, билет на скоростной поезд обошелся бы во столько же.
Мой руководитель обучения вот-вот должен был уйти в отпуск, поэтому решили с ним пройти курс по ускоренной программе — за три дня (вместо шести) со сдачей экзамена на четвертый день. Я узнал об этом в 14:00 в понедельник. На следующий день мне уже надо быть на занятиях
Первой проблемой в Москве стало жилье. В общежитие заселяли до 18 часов, я уже никак не успевал.
Вместо того чтобы выезжать ночью и с утра идти на обучение в состоянии «зомби», пытаясь впитать новые знания, решил выспаться и пойти грызть гранит науки в бодром состоянии (напоминаю, что у меня ускоренный курс). Поэтому выезжаю в Москву в 16.00 и решаю переночевать на съемной квартире. Обошлась она мне в 3200 рублей. Были, конечно, и варианты подешевле — но все они оказались заняты. Квартирка была очень комфортной и уютной!
Подъезжаем к новому ЖК. Проблемы с парковкой в регионах? Вы не были в Москве! Здесь в радиусе километра нет свободных мест!
Заселение происходило достаточно любопытно (инструкция пришла мне после оплаты). Чтобы попасть в подъезд, нужно набрать присланный код. На лестничной площадке еще одна дверь — нужно ввести пароль. В районе входной двери висит кей-бокс — снова вводим присланный код и получаем ключи от квартиры.
То есть чтобы заселиться в квартиру, вообще ни с кем встречаться и ждать не нужно.
Уютная квартирка-студия оставила приятное впечатление, только лифт был как строительный.
Жаль, что мне нужно было только переночевать. Утром я уже бежал на учебу.
Первый день обычно вводный, сокращенный. С тобой знакомятся, потом можно погулять по прекрасной нашей столице. У меня же получилась очень уплотненная программа.
На обучение нужно приходить по дресс-коду: белый верх, черный низ, и это показывает уровень компании.
Живут обучающиеся в общежитии: двухэтажное здание в шаговой доступности. Комнаты с тремя-четырьмя кроватями. Общий душ, туалет. Кухни нет, питаться можно только в столовых и кафе за общежитием. Зато нет тараканов!
Из развлечений здесь разве что настольный футбол. Алкоголь строго запрещен! За нарушение — немедленное выселение.
В принципе, терпимо, за исключением жестких и скрипучих кроватей.
Доступ в общежитие — по отпечатку пальца, вот до чего дошел прогресс!
Очень бросается в глаза большое количество приезжих. В очереди в столовую из десяти человек только двое были русскоговорящими. Ощущение такое, будто ты в чужой среде, кругом незнакомая речь.
В столовой работают восточные девушки, которые готовят вкусно, добавляют в еду какие-то особые приправы.
Обучение проходило так. До обеда — теория, а после обеда до самого вечера тренировались на осмотрах машин и практиковались, как вести переговоры с клиентами.
Автомобили, на которых делали осмотры
Суть тренинга заключалась в том, чтобы при разговоре по телефону максимально расположить к себе клиента, узнать как можно больше про автомобиль и добиться того, чтобы человек оперативно приехал к нам на оценку.
Нам давали скрипт звонка и проводили ролевые игры для того, чтобы мы лучше научились это делать.
Осмотр автомобиля представлял из себя поиск крашеных и замененных деталей и заполнение карты осмотра с указанием недочетов на кузове и в салоне.
Вечерами повторение пройденного и подготовка к экзамену.
Теория включала в себя:
устройство автомобиля;
тренинг, как правильно проверять документы;
тренинг, как определить битый или восстановленный автомобиль;
ключевые навыки и алгоритм взаимодействия с клиентом;
правила выкупа кредитного автомобиля;
работа в фирменной программе учета (что-то типа 1C).
Помощник по обучению приютился в салоне
Так прошло три дня. На четвертый я должен был сдавать экзамен с регионального менеджером.
Было волнительно! Если не сдаешь, дается два дня на переподготовку (очень не хотелось терять время) и новую попытку. Заваливаешь тест три раза — ищи другое место потенциальной работы.
Процесс предпродажной подготовки
За устройство автомобиля не переживал, но вот осмотр, общение с клиентом и работа в программе — этим в совершенстве за время обучения не овладел.
Теорию сдал. С практикой случился казус. Вытянул билет с осмотром Toyota Land Cruiser Prado 150 со всеми окрашенными крыльями. Нашел их сразу. А вот замененную дверь упустил — болты практически не тронуты, герметик похож на заводской. Причем подозрения у меня были, но подтверждения своим доводам не нашел. Незачет!
Дали вторую попытку. Здесь все было просто — Toyota Camry 50 с окрашенными крыльями и парой дверей.
Опять была под вопросом замена двери, но оказалось, что это просто некачественный ремонт.
Со второй попытки все сложилось.
Экзамен сдал — поехал домой! Вечер пятницы потратил на выезд из города. Ушло три часа.
К полуночи был дома! Наконец-то своя кровать после панциря общаги.
За обучение мне сразу перевели 15 000 рублей. Потратил при этом: четыре дня обучения в своем городе — 2000 рублей на топливо (час езды от дома), питание четыре дня на обучении, по дороге и обратно из Москвы — 2500, аренда квартиры в Москве — 3200, топливо на дорогу в столицу и обратно — 6000. Итого почти 14 000 рублей. В общем, вышел в ноль.
А почему не обещанные 40 000? Да потому что стипендия за обучение разбита на три транша (как вы могли уже понять из разговора с Алексеем в самом начале). Следующие два приплюсуют к зарплате. То есть я должен как минимум два месяца отработать в компании, чтобы получить обещанные изначально деньги за обучение.
Подведем промежуточный итог. За полторы недели без выходных я обучился на байера и получил часть стипендии за обучение.
На следующий день я уже был в офисе на правах действующего сотрудника, а не стажера. Карьерный рост! Вышли на работу и те два парня, что ездили на обучение до меня — теперь у нас в компании полный штат. Один из них так же занимается перепродажей и давно варится в этой теме. Двое других коллег пришли в автобизнес из банковского сектора и после армии. Все мы неровно дышим к автомобилям — это нас и объединяет.
Автомобили чьей-то мечты
Так как у нас штат укомплектован, то график стал более гуманным. Стали работать по сменам: с 10.00 до 18.00 и с 12.00 до 20.00. Через неделю менялись.
Общение вначале шло тяжело. Разница в возрасте и интересах давала о себе знать. Коллеги — молодые (до 25 лет), холостые парни. Хотят прожигать свою молодость! Мне за 30, все мысли — как обеспечить жену и детей. Принять предложение коллег сходить с ними в сауну после работы — нет, не мое.
По работе разногласий не было — объявлений на обзвон всем хватало. Когда выходило интересное, его брал первый, кто увидел. Более опытный Алексей (к этому времени он выкупил уже три автомобиля) иногда подкидывал варианты. У него уже карьера шла успешно: наладил контакт с двумя тертыми перекупщиками, которые и поставляли ему автомобили.
Спустя пару дней отношения наладились — стали общаться как давние коллеги. Шутили, разговаривали. Взаимопомощь появилась — когда заболела дочь, отпустили меня с работы пораньше и прикрыли перед начальством.
Но с выкупом автомобилей пока сложно. Точнее — совсем пусто: за неделю беспрерывных поисков и обзвонов не выкупили ни одного автомобиля! Грусть, тоска, печаль и ощущение безысходности!
Так что пока завидуем московским коллегам из своей сети, которые еще недавно зарабатывали от 100 000 до миллиона. И это не профессиональные байки. На обучении общался с опытным менеджером, который каждый месяц выкупал 30-40 автомобилей и за год накопил на приличную квартиру в Москве.
Кому-то в подарок машина, а кому-то — квартира
Опытный и удачливый байер в провинции мог еще недавно зарабатывать от 60 000 до 200 000 рублей. Это опять же по разговорам в нашей среде.
Но сейчас ситуация с оборотом машин резко изменилась. Ключевую ставку Центробанка подняли до невиданных высот, кредиты стали недоступны.
Так как в Москве сам автопарк машин существенно дороже, большим спросом пользуется выкуп автомобиля с заменой на новый. У нас же сами машины в своей массе дешевле, предложить что-то новое взамен на выкуп нечего. То есть сдал человек автомобиль за миллион рублей, а на эти деньги уже и Гранту не купишь.
Так что убедить клиента продать автомобиль по цене на 10-20 процентов ниже рынка очень сложно. Ну продаст он свою ухоженную машину, но на эти деньги без привлечения дополнительного кредита ничего достойного не купишь. А кредиты сейчас попросту грабительские! Так что люди согласны скидывать автосалону свой проверенный и качественный автомобиль только в случае острой нужды или каких-то сложных жизненных обстоятельств — нечем обслуживать кредит, болезнь, срочные траты.
Казалось бы: нет спроса — цены пошли вниз. Но не на сегодняшнем рынке, когда нет подпитки новыми качественными машинами. Основной парк автомобилей на продажу — в критическом состоянии, нормальные — в дефиците. Требования владельцев ухоженных машин все выше, а самих таких автомобилей — все меньше. Вот и продолжают расти цены, а продажи становятся все более точечными. В том числе и в столице.
Перспективы карьеры? Ну, сначала стать опытным и удачливым байером, а на это могут уйти годы и годы. А потом мечтаю стать профессиональным «перекупом» — со своим оборотным капиталом, парком продаваемых автомобилей, кругом клиентов. Но до этого мне еще расти и расти.
Идеальный автомобиль для байера