Автор: Роман Харитонов
Фото автора
Источник: Дром
За все время ралли «Пекин – Париж» длинные остановки на контрольных точках в России случились всего лишь дважды — в Казани и Новосибирске. Для жителей Казани это стало настоящим подарком! Шанс увидеть такое количество легендарных, необычных и редких автомобилей выпадает далеко не всегда и не каждому.
Ралли «Пекин – Париж» проводится раз в три года. Стартовая и конечная точки всегда одинаковые, а вот маршрут следования — разный
Отмахать почти 14 000 км нелегко даже на современных автомобилях по идеальным дорогам. Что уж и говорить о путешествии на столь возрастной технике, в рамках ретро-ралли «Пекин – Париж» стартовавшего 12 июня 2016 года! 115 экипажей на автомобилях от 28 до 101 года от роду одолели 13 695 км за 35 дней. С учетом того, что участники шли с остановками и отдыхом, периодически ремонтируясь по пути, чистой дороги вышло на 4 дня меньше. Поэтому ориентировочная средняя скорость пробега нешуточная для ретроавтомобилей — 44 км/ч.
Маршрут пролегал через 9 стран: Китай, Монголию, Россию, Белоруссию, Словакию, Венгрию, Словению, Италию и Францию. Причем экипажи отнюдь не всегда ехали по асфальтовым магистралям, нередко двигались по разбитым грунтовкам, больше похожим на спецучастки, поэтому встреча с «боевыми машинами», случившаяся на кольцевой трассе Kazan-Ring, запомнилась еще и «маскировочным» грязевым слоем на кузовах автомобилей. Длинных остановок у автодрома не запланировано. Экипажи приезжали, проходили инструктаж, наматывали круги (один тренировочный и два на время) и растворялись во мгле, сменяя друг друга.
Несмотря на преклонный возраст и участников, и автомобилей, происходящее не воспринималось как видео с замедленной съемкой. Напротив, все шло очень стремительно
Сначала — однообразная американская техника из 30-х-40-х годов прошлого века, чем-то похожая на наши «Победы». Для молодого поколения эти машины — что сотовый телефон с кнопками, нечто совсем незнакомое. Но одинаковые на вид машины — под разными брендами: Chevrolet, Chrysler, Dodge, Pontiac... Еще в первой половине XX века американцы охотно баловались бейдж-инжиниригом.
«Округлых» американцев из 30х-40-х мало кто мог распознать без шильдиков. Невероятно похожи друг на друга
Porsche 911. Этот экземпляр выпущен в 1965-м, хотя модель впервые представили в 1963-м. Компоновка классическая для модели — заднемоторная. А охлаждение — воздушное. Архитектура шасси прогрессивна для того времени — стойки типа McPherson впереди, торсионная конструкция — сзади
Обстановку разрядил классический Porsche 911 — машина-легенда. Автомобиль первого поколения 1965 года. Экземпляр не музейный — боевой, но от этого не менее интересный. Измазанный грязью, оснащенный широкими брызговиками и прочными буксировочными проушинами. В салоне масса постороннего, неаутентичного оборудования — профессиональные навигаторы, тумблеры, кнопки, секундомеры... Черт ногу сломит. Неподготовленный человек не разберется, но экипаж — старички из Британии и Австралии — уверенно сидят в спортивных ковшах, привязанные многоточечными ремнями, и ловко справляются со всем этим оборудованием. Выезд на трассу под громкий бубнеж выхлопа, и 911-й мощно срывается с места.
Porsche 356 — с этой модели началась обособленная история «Порше». Как и у последующего 911-го, двигатель тут располагается сзади. Первые 50 машин выпущены в 1948-м на территории Австрии, а позже производство переехало в Штутгарт. Собирали 356-й 17 лет — вплоть до 1965 года, пока на рынке окончательно не прижился новый для той поры 911-й
Porsche 356 уж точно не менее легендарен! Узенький, низенький и такой трогательный… Аппарат впечатлял даже тех, кто вовсе не знал, что именно с этой модели началась обособленная история Порше. Серебристый автомобиль на фото был выпущен в 1964 году. То был предпоследний год производства модели.
Доселе неизвестный жителям Казани (и не только) Leyland P76 1974 года
Leyland P76 1974 года поставил в тупик всех, включая автоэкспертов. В наших краях — это невидаль, хотя по дизайну австралийский седан очень смахивает на «американцев» тех лет, например, Chevrolet Bel Air. Мощный выхлоп, внушительные размеры… Но восторга уже поменьше. Просто автомобиль из разряда необычных…
Компоновка почти всех автомобилей из начала XX века схожа, но от современных отличается коренным образом. Многолитровые двигатели с доступом через боковые капоты; вытянутые, но узкие кузова; пристроенные в непривычных местах органы управления…
Техника начала XX века — 1910-1930-х годов не просто необычна — невероятна! Сколько мировых потрясений пережили эти автомобили! Издалека — все на одно «лицо». Длинные капоты, огромные фары, узкие шины на спицованных дисках, причем нередко деревянных… Все это постоянно чадит, тарахтит и грохочет. О Bentley мы знаем и сегодня. А вот другие имена давно забыты и пылятся в архивах. Ну кто сегодня помнит автомобиль American La France 1915 года выпуска? Длинный, но узкий кузов, гигантские колеса и, конечно, впечатляющий объем двигателя в 14,5 л.
Кабриолеты
Ездить на открытых автомобилях такого возраста и компоновки могут только сильные и мужественные ребята. Безбашенные! Чуть ли не все экипажи из автомобилей этой эпохи в «кожанках», специальных очах-«консервах» и с усами… Здесь все работает по-другому. Требуются специфические навыки управления. Алгоритм управления настолько иной, что впору проходить обучение. Море непонятных тумблеров на приборной панели, стояночный тормоз, который выключается рычагом снаружи машины, а зажигание на руле с кнопкой на спице и парой переключателей, которые выставляют угол опережения, на сердцевине баранки… Наконец, упрятанный с краю рычаг КПП…
Легендарная «Пагода» — Mercedes-Benz SL (W113). Такой выпускали с 1963-го по 1971 год. На рынке предлагались родстеры как с мягким, так и с закрытым верхом. Конечно, электропривода складывания крыши тогда еще не было, но и без этого W113 в свое время был сгустком прогрессивных решений
«Мерседесы»… Они всегда были признаком успеха и состоятельности. В числе участников несколько легендарных родстеров Mercedes-Benz SL (W113), известных так же как «Пагода». Здесь уже есть гидроусилитель руля и даже «автомат». Машина этого поколения взяла новую высоту в области безопасности: автомобиль получил не только ремни и телескопическую рулевую колонку, складывающуюся при аварии, но и жесткий каркас, а также деформируемые зоны кузова сзади и спереди. Сейчас такие Мерседесы невероятно ценны на вторичном рынке: хороший экземпляр в Европе стоит в районе 70-100 тысяч евро. Преемник — поколение, известное под индексом R или С107 (в зависимости от кузова) — пока не настолько востребован. В закрытом варианте его выпускали с 1972 по 1980 год, а в кузове родстер аж до 1989 года. Примечательно, что несколько таких SL ездили в 70-ые годы по Москве.
А это преемник — Mercedes-Benz SL с индексом R или С107 (в зависимости от кузова). В закрытом варианте его выпускали с 1972 по 1980 год, а в кузове родстер аж до 1989 года
Американские маскл-кары… Представители золотого периода американского автопрома
Отдельная когорта — американские маскл-кары 60-х. Они привлекают гораздо больше внимания, чем «круглолицые» модели 30-40-х. Chevrolet Camaro, Ford Mustang… По фильмам их знают многие, но вот видели вживую отнюдь не все. В первую очередь поражает размах, внушительные размеры и, конечно же, звук двигателя — автомобили золотой поры американского автопрома!
По дизайну Jaguar MkII легко определить страну происхождения — Великобритания
Так выглядит Volvo PV544, который выпускали с 1958 по 1966 годы, хотя корни конструкции уходят еще в 1947 год
Volvo Amazon производился с 1956-го по 1970-й и имел три типа кузова: седан, купе и универсал
Alfa Romeo Giulia Super — издалека, да еще в столь грязном виде, итальянская «Альфа» очень смахивает на советские «Жигули», что, впрочем, не удивительно: они очень дальние родственники
При взгляде на соблазнительный Datsun 240Z просыпается ностальгия и жалость от того, что теперь под эмблемой бренда продаются заурядные Лады. Все-таки во второй половине XX века под именем Datsun понимались совершенно иные автомобили…
Весьма занимательные аппараты — Jaguar MkII, Volvo PV544 и Amazon, почти совсем неизвестные в России Alfa Romeo Giulia Super, а еще желанный многими Datsun 240Z. Для иностранцев это просто техника из прошлого, но для нас — символ другой жизни!
Не меньше чем сами автомобили, поражают участники. На вид большинству лет по 70, а то и больше. Молодежи в возрасте 30-40 заметно меньше. Причем в гонке на выживание участвуют не только мужчины, но и женщины, обычно отвечающие за навигацию. География участников широчайшая — Европа, США и Австралия, Китай и даже Ближний Восток.
День отдыха
В день отдыха в Казани многие участники ралли Пекин – Париж ремонтировали свои автомобили. Разумеется, это были не первые технические работы с момента старта исторического ралли. Часть экипажей обращалась к официальным дилерам, другие — к неофициальным сервисам, одобренными организаторами, а третьи чинились сами прямо на стоянке отеля на глазах у зрителей.
В середине июля все экипажи благополучно финишировали во Франции. Следующий марш-бросок из Пекина в Париж состоится в 2019 году и пройдет уже по новым участкам. Чтобы поддержать интерес, впрыснуть молодой крови в пробег ветеранов, организаторы из раза в раз меняют маршрут, выискивая заброшенные дороги, живописные пейзажи и исторические места. В погоне за новыми ощущениями экипажи, как правило, возвращаются в ралли, а это значит, что и следующему «Пекин – Парижу» быть!