Выбор участников сделан.
Под прицел проверяющих попали крупные всеукраинские сетей АЗС (Shell, БРСМ Нафта, ОККО, Glusco, Amic,), столичная сеть (КLO), несколько крупных региональных операторов (Sun Oil, Marshall, Avantage 7) и «бочки», т.е. незаконные заправки. Кстати, последних значительно подуменьшилось в последнее время, но все же встретить их на дороге все ещё можно.Эксперты отбирали пробы в специальный пробоотборник, после чего образцы доставлялись в лабораторию.Сколько «задувают»?
Точность налива газа – самая критикуемый водителями параметр. Многие автомобилисты замеряют пробеги, и жалуются на то, что заправляют им газа больше, чем составляет ёмкость баллона. По нормативам, недолив может составлять не более 1 %, но добиться такого результата на колонке довольно сложно. Эксперты отбирали по 5 литров газа на каждой из АЗС, была замерена масса пустого отборника, затем масса полного, и по формуле с учётом плотности, пересчитана в объём. Итоги оказались очень полярные, и не всегда радостными для потребителей.В образце Power Gas на заправках Shell был обнаружен лучший результат – здесь «налили» даже больше оплаченного - 5,05 л.! Судя по всему, компания очень дорожит статусом серьёзной международной компании, поэтому крайне щепетильно относится к поверкам оборудования и здесь не допускают даже намёка на отклонения.Не отстает по точности дозы «налива» и сеть БРСМ Нафта– 5,03 л. На КLO также топливо отпустили ровно по чеку. Но, заправки Marshall и Avantage 7 (по 4,6 л. вместо оплаченных 5) и «нелегал» и вовсе отпустили 3,92 л.! И если первые два случая ещё можно списать на экономию на своевременном обслуживании колонок, то в случае «бочки» кажется, что покупателя сознательно обманывают.. Получается, что низкая цена на стелле не коррелирует с количеством километров, которые проедет авто. В итоге, эффект желательной экономии не достигается.Что показали лабораторные исследования?
В лаборатории образцы первым делом тестировались на соответствие требованиям профильного ГОСТа по показателю «Компонентный состав». Как известно, автомобильный газ состоит из смеси пропана и бутана, а также других углеводородов (изобутана, пропилена, этана, этилена и т.д.). Для разных времён года количественное содержание смеси может быть разное – летом это приблизительно 40 : 60 (пропана к бутану), зимой же наоборот – 60 : 40. Чем больше пропана в газе, тем выше давление насыщенных паров и тем лучше пусковые качества и работа топливной аппаратур в зимний период эксплуатации.Наше исследование показало, что все участники уложились в норматив, но разброс реальных показателей оказался довольно значительным. Лучшее соотношение показал образец Power Gas на заправках Shell - 60 пропана и 35 бутана. Такие цифры позволяют обеспечить наиболее полное сгорание смеси, а значит, и обеспечит динамику при сохранении экономичности езды. Также в этом образце зафиксированы низкие значения содержания вредного для топливной системы пропилена.В группу лидеров по показателям эксперты также поместили автомобильный газ сети АЗС БРСМ Нафта (59:36). Как ранее сообщалось в интервью издания «Энкорр», в сети БРСМ Нафта очень серьезно контролируют процентное соотношение пропана и бутана. Стоит отметить и результат образца КLO, имеющий хорошо сбалансированный состав компонентов (58:37), и низкое содержание пропилена.Важными является также марки сжиженного газа. Основных две – ПБА (пропан-бутан автомобильный) и СПБТ (смесь пропана бутана техническая). В чём разница? Первая марка – очищенный газ, адаптированный под использование в автомобилях, вторая – более «грязный», предназначенный для бытовых нужд (например, отопления).По требованиям к СПБТ допускается жидкий остаток до 1,6 %, а для ПБА наличие остатка не допускается. Наличие жидкого остатка в СПБТ при его использовании в автомобилях ведет к накоплению остатка в баках, засорению фильтров, неисправностям топливной аппаратуры.В отличие от прошлых исследований Института, в этот раз все образцы оказались именно автомобильным газом, жидкого остатка не было обнаружено ни в одной пробе.И наконец, был проверен еще один важный параметр – плотность газа. Чем она больше, тем больше при прочих равных пробег на одной заправке. В этом параметре самые высокие показатели продемонстрировали образцы сетей БРСМ Нафта и Shell – соответственно, 540,2 и 540,5 кг/м3. А вот у Avantage 7 и «бочки» газ оказался наименее плотным - 530 и 525,6 кг/м3.Большие сети продают более «чистый» газ, а другие завлекают низкой ценой
Несмотря на значительный рост цен, за последний год автомобильного газа улучшилось. Газ на заправках стал действительно «автомобильным» - «грязного» бытового газа уже нет, хотя ещё год назад его продавали массово. Безусловно, разница есть – большие солидные сети стараются продавать более «чистый» и «премиальный» автомобильный газ, а региональные и средние сети предпочитают завлекать низкой ценой. Но при этом приятный «прайс» на стелле АЗС не всегда гарантирует выгоду – в конечном итоге важно только расстояние, пройденное на определенную сумму денег.Shell Power GasБрсм-НафтаKLOOKKOMarshallSun oilAvantage 7GluscoAmicИнком-LPG «Бочка»Об’ємна частка скрапленого залишку
за температури 40С, % об.Не вияв.Не вияв.Не вияв.Не вияв.Не вияв.Не вияв.Не вияв.Не вияв.Не вияв.Не вияв.Компонентний склад, % мас. (пропан/бутан)60,45/
35,9859,2/
36,5658,37/
37,1258,45/
38/6751,58/
38,7852,56/
39,6748,88/
44,3352,58/
46,6051,87/
47,6251,07/
46,25Густина, кг/м3540,5540,2540,1539,5530,1535,6530535,8532,7525,,6Точність наливу, л. (відпуск/фактично)5/5,055/5,035/55/4.95/4,65/4,95/4,65/4,955/4,95/3,92
Александр Бабенко