Вспомним "Оку". Пять причин, за что мы ее любили и ненавидели - «Автоновости»

Вспомним "Оку". Пять причин, за что мы ее любили и ненавидели - «Автоновости»

Фото:
Wikipedia

Вспомним "Оку". Пять причин, за что мы ее любили и ненавидели

Это одна из тех машин, что в равной степени подвергались и нападкам, и обожанию. Над ней едко шутили те, кто не понимал, зачем она существует, и горячо любили те, для кого она была создана. Так и не ставшая массовой, но оставившая неизгладимый след – Ока.

Если автомобиль Волга Siber можно, пусть и с некоторой натяжкой, считать попыткой российского автопрома заглянуть в класс повыше, то с Окой все наоборот: ее создали для самых базовых задач, а задумывалась она как автомобиль для людей с ограниченными возможностями. Но сразу стало понятно, что как раз такой автомобиль и нужен огромному количеству обыкновенных россиян – недорогой, простой и симпатичный. И да, он получился не идеальным. Но и прорывным, причем безо всяких натяжек. Об этом и поговорим.

Фото: Wikipedia

НЕНАВИСТЬ 5: ГНИЮТ ПОРОГИ

С коррозионной стойкостью кузова у Оки действительно были проблемы, и первыми под воздействием российского климата обычно сдавали именно пороги. У заботливого хозяина они выхаживали значительно дольше, чем у того, кто пренебрег обработкой, а принципиально проблему могла бы решить модернизация процесса окраски кузова – как минимум, покрасочный комплекс Durr на СеАЗе наверняка можно было бы "прокачать". Увы, модернизации у этой машины так и не случилось, но об этом позже.

ЛЮБОВЬ 5: ПРОХОДИМОСТЬ

Интересно, что, по признанию одного из создателей машины, высокие внедорожные свойства этому автомобилю специально не закладывались. Просто отдельные качества сошлись в совокупность: это были малый вес, достаточный клиренс и передний привод. В итоге получился если не внедорожник, то уж точно уверенный покоритель проселка. В лес по грибы или к речке на рыбалку – Ока позволила многое из того, что ранее было по силам только владельцам настоящих джипов. И в отличие от последних, за трактором в случае, если все-таки сели, бежать не приходится – сочетание пары крепких друзей и пары крепких слов выдергивает автомобильчик из любого замеса.

НЕНАВИСТЬ 4: СЛАБЫЙ СИЛОВОЙ АГРЕГАТ

Изначально на Оку планировался другой мотор – оригинальный, более компактный и мощный, но экономика проекта внедрить его не позволила, и пришлось "кроить" двигатель из того, что было, а был "восьмерочный" блок. Уверенно чувствовать себя на Оке в современном трафике вполне возможно, но для этого необходимо хорошо чувствовать автомобиль, в должной степени крутить 33-сильный (в лучшем случае, если мы говорим о "старшем" 750-кубовом моторе ВАЗ-11113) моторчик и вовремя переключать передачи "четырехступки". С точки же зрения среднего водителя тягово-скоростных возможностей и в городе, и на трассе Оке хватает с трудом – причем во втором случае особенно заметна нехватка пятой передачи. Если внимательно изучить вехи развития Оки, то можно вспомнить 53-сильный китайский мотор FAW в сочетании с 5-ступенчатой механикой, но он появился на Оке слишком поздно и был слишком дорогим, чтобы спасти проект.

ЛЮБОВЬ 4: ЭКОНОМИЧНОСТЬ

Пусть Ока не была спорткаром, зато радовала владельца экономичностью. Конечно, эта экономичность условная, и первым ее условием был хорошо настроенный карбюратор. Кроме того, по нынешним меркам показатели экономичности микролитражной Оки далеки от рекордных – в лучшем, почти идеальном случае это 5 л/100 км по трассе и на литр-два больше в городе. Но в 1990-х и начале "нулевых" Ока выигрывала топливо-экономическое сравнение с Жигулями подчистую. Что и говорить, ведь она целиком так и была задумана – купленного комплекта из четырех свечей и 5-литровой канистры масла хватало почти на два ТО.

Фото: Wikipedia

НЕНАВИСТЬ 3: ОБИЖАЮТ НА ДОРОГЕ

Хамство на дорогах, увы, неискоренимо, и водителю Оки довольно часто машут руками в контексте "убирайся побыстрее", сигналят, повисают на заднем бампере и вообще всячески самоутверждаются, ибо чужая Ока как нельзя более подходит для этого. Добавляет грустных, в прямом смысле этого слова, красок в эту картину то, что маленькая "окушка", выкрашенная в неяркий цвет (или просто белая, но не слишком чистая) становится практически незаметной для многих участников движения. Очевидно, мировая практика красить компакт-кары в броские цвета – не только дань моде.

ЛЮБОВЬ 3: БОЛЬШОЙ САЛОН ПРИ МАЛЫХ ГАБАРИТАХ

Над Окой принято смеяться за ее небольшой размер, и даже некоторые из владельцев сетуют на тесный салон и маленький багажник. Но Ока была скомпонована по доселе толком не опробованному на ВАЗе принципу, благодаря которому маленький автомобиль оказывался довольно вместительным: по объему салона Ока вполне сравнима как с вазовской "классикой", так и с лучшими компакт-карами той поры. Что ни говори, а ранее в СССР не было столь маленьких автомобилей, которые давали бы такую свободу перемещений – скажем, позволяли бы путешествовать семье из трех человек с достаточным количеством багажа.

НЕНАВИСТЬ 2: НИЗКОЕ КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО ЗАПЧАСТЕЙ

В 2004-2008 годах на Оку, кажется, ставили вообще любые запчасти, о поставке которых удавалось договориться на ЗМА и СеАЗе. Уже в первый год эксплуатации владельцам приходилось менять на "нормальные" стартер, генератор, термостат, сцепление в сборе… Во многом из-за этого уровень качества очень разнился от автомобиля к автомобилю. Сейчас некоторые запчасти на Оку не сказать, чтобы редкость, но, как говорится, места надо знать. И цена запчастей сравнима с "классикой" и "восьмым" семейством, так что от когда-то заложенной супернизкой стоимости владения уже мало что осталось.

Фото: Wikipedia

ЛЮБОВЬ 2: ПРОСТОТА КОНСТРУКЦИИ

Тем не менее, по конструкции Ока получилась очень удачной машинкой. Ведь эта конструкция – "солянка" комплектующих из всех вазовских семейств, существовавших на момент разработки модели. Поэтому многие запчасти взаимозаменяемы с заднеприводными и переднеприводными Ладами, а чтобы починить Оку, достаточно руководства по эксплуатации и ремонту (как правило, загруженного в голову), простейшего набора инструментов и элементарного навыка.

НЕНАВИСТЬ 1: ОТСУТСТВИЕ МОДЕРНИЗИРОВАННОЙ ВЕРСИИ

Это немного выпадает из заданного формата, ибо не является претензией собственно к автомобилю, но с этим реально сталкиваешься, когда изучаешь отзывы от Оке: большое количество людской печали связано как раз с тем, что машине не хватило совсем чуть-чуть, чтобы стать "нормальным" автомобилем: более мощного мотора, пятой передачи в коробке, кондиционера, хотя бы элементарной музыки, колес большего размера и, может быть, чуть освеженной внешности. Попытки внедрить практически всё это делались в последние годы выпуска на СеАЗе, а кроме того, существовал проект более-менее глубокой модернизации Оки, ЕлАЗ-1121, но СеАЗ не смог удержать цену машины в привлекательном коридоре, а елабужский проект "схлопнулся" по политико-экономическим причинам.

ЛЮБОВЬ 1: КОМПАКТНОСТЬ И МАНЕВРЕННОСТЬ

Среди плеяды вазовских конструкторов, для которых Ока стала первым проектом после институтской скамьи, до сих пор бродит эта полушутка-полуправда: Ока – как пиджак, надел – и сразу понятно, где твои габариты. И это не тот злой юмор "из-за забора", это свои люди, прекрасно понимающие все плюсы такой компактности. Понимают их и владельцы "окушек" – при сочетании малых габаритов с небольшим радиусом разворота Ока до сих пор дает фору большинству современных автомобилей в удобстве парковки, даже несмотря на отсутствие усилителя руля. И чем больше наши мегаполисы забиваются "крузаками", тем шире улыбаются владельцы этих неприметных, но таких простых, удобных и симпатичных машин.

Правда, когда говорят о плюсах и минусах Оки, мало кого заботит низкая пассивная безопасность автомобиля. Меж тем, эта самая безопасность никаким современным требованиям удовлетворять не может, а значит, в сегодняшний день путь этой машинке в том виде, в котором она родилась, был заказан в любом случае.

Иннокентий Кишкурно

16-04-2018, 12:21
Вернуться назад