
В Украине могут подорожать бензин и дизтопливо, хотя наши нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) постепенно наращивают их выпуск. Причина — возможное введение с 1 мая квот на его импорт для защиты отечественного производителя в объемах не более 50% рынка для топлива из РФ и Беларуси и 30% — для остальных зарубежных поставщиков.
Все, что сверх квоты, будет облагаться пошлиной в размере 30% стоимости топлива (без акцизов), что приведет к его удорожанию до плюс 5 грн/л. Напомним: сейчас Украина импортирует около 80% нефтепродуктов, в том числе 54% бензина (доля Беларуси составляет 40%, ЕС — 14%) и 85% ДТ (32% из Беларуси, 42% из РФ и 11% — из ЕС).
Председатель Федерации металлургов Украины Сергей Беленький оценил потери горно-металлургического комплекса, на который приходится 7—8% потребления ДТ, от неизбежного подорожания топлива в случае введения квот в 2,5 млрд грн в год. Это как прямые потери от закупки топлива для производственных нужд, так и косвенные, от последующего удорожания ж/д-тарифов.
Против квотной инициативы и президент "Нефтегазовой ассоциации Украины" Дмитрий Кулик. По его словам, это не только вызовет дефицит топлива, но и разрушит сложившуюся диверсифицированную систему его поставок на украинский рынок.
Наконец, юрист Анжела Махинова уверена, что инициатива ограничить импорт топлива из всех стран несет большие риски для Украины как страны-члена ВТО.
Также, по ее словам, ограничения на импорт топлива в Украину может спровоцировать ответные меры пострадавших стран в отношении украинского экспорта.