Смог над Мадридом. Столицу Испании готовят к запрету автомобилей
Новый переворот, который сегодня зреет в Испании, грозит расколоть всю Европу. На сей раз левые, пришедшие к власти в Мадриде, готовят инициативы по изгнанию из столицы автомобилей и выносят их на всенародное голосование. Оппоненты отвечают обвинениями в "автфобии" и ставят ребром вопрос: как теперь ездить?
Практически все туристические справочники об испанской столице начинаются с утверждения: "Мадрид — самая солнечная столица европейского континента!" Что правда, то правда: в городе практически нет зимы, в распускающуюся зелень здешние улицы и многочисленные террасы кафе погружаются еще в феврале, когда в большинстве европейских столиц льет противный дождь.
Беда одна: над всем этим весенним благолепием — сероватый смог. Иногда такой плотности, что в его дымке размываются даже силуэты мадридских высоток.
Фото: Getty Images
Чего только не витает в теплом воздухе испанской столицы! Мой приятель Алехандро поделился со мной местным анекдотом о том, что во время одного из контрольных замеров в воздухе Мадрида среди прочих веществ обнаружили... кокаин. Правда, в столь микроскопическом количестве, что ни навредить здоровью, ни поднять настроение пешеходам, наглотавшимся уличной гари, оно не могло.
Но — шутки в сторону: у Мадрида и впрямь едва ли не самые серьезные экологические проблемы из всех западноевропейских столиц. Во всяком случае в ЕС больше нет города, в атмосфере которого можно уловить сразу три из четырех наиболее опасных для человека газов — двуокиси серы, оксида азота, летучих органических соединений и аммиака. Замечу по ходу: об этом вы не прочтете ни в одном путеводителе.
Чтобы понять, что откуда берется, еду с Алехандро по центру Мадрида. С роскошной Гран-Виа сворачиваем на площадь Испании.
- Между прочим, самая большая площадь во всем королевстве,— не без патриотизма замечает мой гид.
Так оно и есть. Площадь Испании — не только историческая достопримечательность, но еще и крупнейшая транспортная развязка, разумеется, из наиболее загазованных. Здесь начинается тоннель, который выносит поток машин из центра на юго-запад испанской столицы. Выносит, впрочем, сказано сильно: чаще машины в тоннель вползают.
Пока мы с черепашьей скоростью преодолеваем пробку, я не спускаю глаз с памятника Сервантесу. На постаменте, разумеется, Санчо Панса и Дон Кихот, который с высоты своего Росинанта взирает на нескончаемую вереницу стальных "коней", чадящих выхлопами, и даже не пытается бросить им вызов. Впрочем, этого от него уже и не требуется: с 13 по 19 февраля на интернет-рефрендуме жители Мадрида сами проголосовали за "деавтомобилизацию" самой большой площади Испании. Как уверяют инициаторы, это лишь начало "урбанистической революции" в испанской столице.
Фото: Getty Images
Столичная грусть
Проблемы Мадрида с экологией обусловлены двумя обстоятельствами: неблагоприятными природными условиями и, скажем так, образом жизни. С природой все более или менее ясно: высокое атмосферное давление и резко сократившееся в последние годы количество осадков способствуют появлению смога над городом в любое время года.
А вот чтобы разобраться с образом жизни, нужно хотя бы раз намотать сотню километров по проспектам Мадрида. Мы с Алехандро это и делаем, начиная с самой оживленной магистрали, которая ведет к вокзалу Ачоа. До часа пик далеко, а машины едва ползут плотными колонами от светофора до светофора. Бросается в глаза: автопарк здесь более старый и изношенный, чем в других столицах Европы. Рядом с последней моделью BMW запросто можно увидеть внучку "Антилопы-Гну" с чихающим мотором.
Лично меня поразила крохотная пластмассовая малолитражка, треснувшее и отошедшее от корпуса правое крыло которой было аккуратно заштопано, то ли бечевой, то ли тонким тросом. Сделано это было даже со вкусом, но не снимало вопрос о том, на каком именно повороте заштопанное крыло уйдет в свободный полет.
Уже по этим штрихам понятно: испанцы, как и мы, совсем недавно познали вкус демонстративного потребления. В силу этого для каждого уважающего себя жителя испанского королевства машина — почти обязательный атрибут. Хоть какая, даже и битая. Отсюда статистика: на 3,5 миллиона жителей в Мадриде приходится 1,8 миллиона автомобилей. Если исключить стариков, детей, а также женщин, которые здесь не любят крутить баранку, выходит, что машиной в городе обладает чуть ли не каждый среднестатистический житель мужского пола. Больше того: две машины на семью не исключение, а, скорее, правило.
Само собой, при столь массовой автомобилизации, помноженной на кризис, который не первый год бьет по карманам водителей, рассчитывать на экологически безупречный транспорт не стоит. Как, впрочем, и на то, что испанцы по своей воле откажутся от любимой игрушки. Гром поэтому грянул в Брюсселе, еще в 2010 году.
Бои городского значения
О том, что экологическая ситуация в Мадриде и ряде других европейских мегаполисов вышла из-под контроля, Европейская комиссия (по сути, правительство ЕС) заявила в 2010-м в Директиве 2008/50/EC. Эти выводы с тех пор подтвердила статистика: в 2013-м, к примеру, из-за превышения уровня диоксина азота в городах ЕС преждевременная смерть настигла 70 тысяч человек (это в три раза больше числа смертей в дорожно-транспортных происшествиях на дорогах ЕС).
Власти крупных городов на директиву отреагировали по-разному. Одни проигнорировали, другие попытались принять хоть какие-то меры. Но, пожалуй, самый оригинальный выход нашла мэрия Мадрида, которую в ту пору возглавляли правые консерваторы (Народная партия). Не мудрствуя лукаво, они вынесли станции наблюдения за выхлопными газами с оживленных автострад на дороги с менее напряженным трафиком. В результате без шума и пыли получили те цифры выбросов в атмосферу, которые соответствовали стандартам ЕС.
Увы, хитрый чапаевский план был раскрыт Брюсселем, а мэрия, вместо того чтобы извиниться (мол, бес попутал), полезла в бутылку. Возглавлявшая в те годы департамент окружающей среды Мадрида Ана Ботелья заявила: евробюрократы завышают экологические требования, воздух, которым дышит наш город, совсем не опасен. Доказать обратное экспертам ЕС не составило большого труда.
Последовала новая грозная директива, на сей раз в адрес только Мадрида. В ней говорилось о необходимости "предотвратить маневры, которые маскируют фактический уровень загрязнения", а также подчеркивалось политическое нежелание властей Испании выполнять постановления ЕС.
Фото: Getty Images
Ситуация с экологией приняла такой оборот, что уже не могла не перейти в плоскость политики: на выборах в городское собрание полтора года назад она стала одной из главных. Правые убеждали, что экологические проблемы можно решить за счет строительства современных магистралей и развязок. Левые, наоборот, доказывали, что выход — резко ограничить движение транспорта в столице. Как уверяла их лидер (ныне мэр) Мануэла Кармена, дело не в Брюсселе, а в том, что 27 процентов мадридцев имеют проблемы со здоровьем из-за хронического загрязнения.
Кто и как это считал, сказать трудно, но аргументация оказалась эффективной. Коалиция левых победила, что сразу вызвало беспокойство автовладельцев. И было от чего. Самый радикальный партнер в коалиции — движение Podemos предлагал ввести для автомобилей в Мадриде "исключительную меру": полностью запретить въезд личного транспорта в центральные районы, а автовладельцев обложить непомерным налогом. Передвижение по центру предполагалось только пешком, на велосипедах, в крайнем случае — общественным транспортом на электрической тяге.
К счастью, другие члены правящей коалиции Мадрида "экофундаменталистов" не поддержали: после долгих дискуссий они выбрали золотую середину. Прелесть этого компромисса — принятого в прошлом году протокола из 30 пунктов по защите окружающей среды в кризисных обстоятельствах — владельцы частного транспорта в Мадриде ощутили в январе 2017-го, когда измерительные станции зафиксировали уровень загрязнения диоксидом азота выше 200 миллиметров на кубический метр.
Вот лишь неполный перечень мер, которые автоматом вступили в действие. Право на въезд в город ограничивается: по четным дням в Мадрид пускали машины с четными номерами, по нечетным — с нечетными. Было закрыто 3954 парковки, на оставшихся разрешили парковаться лишь резидентам, инвалидам и водителям электромобилей. В таком режиме Мадрид прожил несколько дней, пока экологическая ситуация не стабилизировалась. Отныне в столице Испании так будет всегда, едва измерительные приборы зафиксируют повышенный уровень диоксида азота.
В патовой ситуации — а противостояние автомобилистов и пешеходов стало системным в городской политике — мэрия Мадрида вынесла транспортное планирование на всеобщее голосование.
Фото: Getty Images
Далее — везде?
Понятно, что Мадрид столкнулся с дилеммой, которая сегодня стоит перед большинством крупных городов Европы: как обеспечить "мирное" сосуществование человека и автомобиля в мегаполисе. Коллеги из московских изданий не раз заказывали мне материал о положительном опыте западноевропейских столиц, и я честно вынужден был их разочаровывать: "Такого опыта нет!"
Если называть вещи своими именами, можно прямо сказать: большинство столиц Европы ломает голову над тем, как выдавить автомобиль из города. Париж пытается ограничить движение частного транспорта, загнав его на одну полосу (сутолока частных автомобилей на выделенной для них полосе такова, что водители поневоле пересаживаются на общественный транспорт). Лондон и Стокгольм увеличили цены на парковки и ввели плату за въезд в центр города. В Мадриде левая коалиция хоть и отказалась от радикальных планов Podemos, в целом идею ограничения передвижения на личном автотранспорте поддерживает.
Первый пробный шар был пущен в декабре прошлого года, когда на время рождественского шопинга была перекрыта для автомобилей главная улица Мадрида Гран-Виа. Мнения об этом эксперименте разошлись кардинально. Правая оппозиция в горсовете назвала его провальным, так как покупатели не могли подъехать к самым известным магазинам, из-за чего торговля понесла большие убытки. Городские власти, наоборот, эксперимент назвали удачным. Их аргументы: жители Мадрида, имея возможность гулять по пешеходной Гран-Виа, сделали рождественских покупок на 15% больше, чем в прошлом году.
В патовой ситуации — а противостояние автомобилистов и пешеходов стало системным в городской политике — мэрия решила вынести вопрос о транспортном планировании на всеобщее голосование. Был объявлен беспрецедентный интернет-плебисцит (вот она — та самая урбанистическая революция) по поводу проекта предстоящей реконструкции площади Испании. Тема, казалось бы, далекая от транспортной, но все понимали: речь именно о будущем автомобиля в испанской столице. Не случайно среди проектов, представленных на конкурс, были такие, которые предусматривали полное сохранение транспортных развязок, и те, которые, наоборот, сводили автомобильное движение к минимуму.
На днях итоги интернет-голосования были объявлены. Победил проект с пышным названием: "Добро пожаловать, мать-природа, прощай, мистер Форд". Я смотрю на эскизы проекта-победителя по переустройству площади Испании. Влюбленные пары, прогуливающиеся по тенистым аллеям, дети, запускающие планер в безукоризненно чистое небо. И где-то далеко на горизонте — футуристического вида электромобили. Невольно вспоминаешь корифеев соцреализма, которые примерно так изображали города будущего в советские времена. И чем, хочется спросить, обернулись в наши дни те проекты?
Фото: Getty Images
Непроезжая участь
Новый рейтинг мегаполисов мира с самыми большими пробками не порадовал: российские города в числе самых загруженных.
Само собой, никто не будет против, если из загазованной "преисподней" площадь Испании превратится в райские кущи. Но сколько на это понадобится средств, времени и как перемещаться по городу, где закрывают развязки? Тем более в условиях, когда на разрешение экологического кризиса еврокомиссия отвела предельно сжатые сроки — два месяца.
Кстати, не только Мадриду. В Европе вообще назревает громкое судебное разбирательство по организации транспорта в мегаполисах. Дело в том, что Европейская комиссия намерена привлечь к суду сразу пять ведущих стран ЕС: 15 февраля Брюссель выдвинул ультиматум Германии, Франции, Великобритании, Италии и Испании с требованием в течение двух месяцев понизить содержание оксида азота в атмосфере до установленных лимитов. В противном случае Брюссель оставляет за собой право обратиться в Европейский суд. Как известно, оксид азота — опасное для здоровья человека вещество, выделяемое в основном автомобильными двигателями. По сути, в ходе судебного разбирательства речь пойдет о том, может ли автомобиль "мирно" сосуществовать с человеком в мегаполисе. И опыт Мадрида в общеевропейском контексте, возможно, еще покажется далеко не самым критичным.
Сергей Панкратов