Главный дизайнер АВТОВАЗа Стив Маттин в прошлую пятницу провел открытую лекцию в Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н.Туполева. На лекции побывали представители издания «БИЗНЕС Online». В большой статье они раскрыли основные тезисы лекции Стива Маттина, а также напечатали небольшое интервью с дизайнером. Официальный Лада Клуб приводит эту статью в полном объеме.
Стив Маттин, главный дизайнер АвтоВАЗа: «Мы искали русскую ДНК. Ничего не нашли...»
Создатель облика Maybach рассказал в КАИ, как вдохновляется баней, борщом и водкой, а в XRay зашифровал двуглавого орла
Этот британец придумал поворотники в боковых зеркалах и «люксовый компакт-кар», дал второе дыхание Maybach и разработал новый скандинавский стиль для Volvo. А теперь он шеф-стилист АвтоВАЗа, определивший лицо XRay, Vesta и SW Cross, и заявляет, что русские будут гордиться LADA. В минувшую пятницу Стив Маттин прочитал вдохновляющую лекцию перед студентами КНИТУ-КАИ и ответил на пару вопросов «БИЗНЕС Online».
АНГЛИЙСКИЙ РЕВОЛЮЦИОНЕР
Жаль, что местных промышленно-экономических боссов на лекции директора по дизайну Lada Стива Маттина не было, а ведь, ей богу, есть чему у него поучиться, да хоть бы и манере общения. Впрочем, дизайнер приехал не ради внимания сильных мира сего – его интересуют молодые дарования для АвтоВАЗа. После лекции он рассказал «БИЗНЕС Online», что впечатление от казанских студентов у него прекрасное: «Была полная аудитория — значит, есть интерес к этой сфере. Видно, что компания им нравится, но пока они не знают всех нюансов. Именно так мы ищем молодые таланты». Насчет полной аудитории – всем нам, известно, как студентов сгоняют на подобные лекции, но на этот раз точно был другой случай – слушали, действительно, с интересом, а после плотной толпой обступили лектора, задавая вопросы.
«Думаю, вы многого не знаете об АвтоВАЗе, а ведь компания переживает трансформацию, и уже сильно изменилась с тех пор, как я присоединился к ней 6 лет назад», — без ложной скромности начал Маттин лекцию. Далее он коротко поведал о себе. В автомобилестроении — около 30 лет, карьеру начал в Mercedes-Benz и никогда не думал, что уйдет оттуда, но в 2005 году перешел в Volvo.
Это короткое вступление требует пояснения. В 1987 году Маттин (родился 29 октября 1964 года в английском Бедфорде), получив в университете Ковентри специальность «промышленный дизайн», отправился покорять Mercedes-Benz. И это удалось. Именно он разработал внешний вид автомобилей A-класса. Далее он руководил разработкой дизайна и редизайна S-Class, M-Class, SL, SLK, SLR McLaren, Mercedes Maybach, Grand Sports Tourer.
В 2004 году Маттин ушел в Volvo Car Corporation, которая задумалась о ребрендинге. Там он стал вице-президентом, директором по дизайну, членом правления компании и создал новый стиль шведских авто: из-под его «пера» вышли, к примеру, компактные Volvo S60/V60 и кроссоверы XC60, V40 и XC40. Далее, по слухам, Маттин повздорил с руководителем китайского концерна Geely, которому принадлежит контрольный пакет акций Volvo, которому не понравился дизайн S60, и Стив ушел на вольные консультанстские хлеба, начал преподавать.
А в 2011 году Маттин ко всеобщему удивлению принял предложение стать главным дизайнером АвтоВАЗа (входит в альянс Renault-Nissan-Mitsubishi). «Почему я приехал на ВАЗ? – обратился к аудитории КАИ Маттин. — Все просто – это шанс многое изменить». Дело в том, что после вхождения в 2008 году в группу Renault ВАЗ, по сути, решил начать жизнь с чистого листа, соответственно, ему понадобился суперпродвинутый дизайнер, чтобы создать новый бренд. Маттин дал понять студентам КАИ, что такой шанс выпадает раз в жизни. В Mercedes и Volvo у него не было такой свободы действий – довлели сильные дизайнерские традиции этих компаний, а в России надо было совершить революцию. «Мне очень повезло – руководство дало мне белый лист», — рассказал он. И боссы ВАЗа не просчитались. На Московском автосалоне-2012 публике хорошо прочистили мозги формами концепта XRay. Затем были XRay 2 и Vesta, утвердившие новый дизайн. Что важно, прототипы почти мгновенно превратились в серийную продукцию.
«АВТОМОБИЛИ БОЛЕЕ ОРИЕНТИРОВАНЫ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СТОРОНУ»
Главный тезис, который Маттин продвигал на лекции, это то, что сегодня при выборе автомобиля покупатели все больше руководствуются не рациональными соображениями, а дизайном: «Дизайн сейчас продает больше, чем что-либо другое. Поэтому автомобили более ориентированы на эмоциональную сторону, и мы тоже должны делать продукты более эмоциональными». Этого совершенно не было у продукции АвтоВАЗа.
«Когда в 2011 году мы начали думать о новом дизайне, то для начала решили определить, есть ли типичная русская дизайнерская ДНК, которую мы можем развивать, — рассказал Маттин. — На Volvo мы продвигали скандинавский дизайн, с его простотой и чистотой форм». Но в России таких традиций не оказалось. Что можно было положить в основу нового дизайна «Лады»? Равняться на прежние модели с их специфическим (мягко говоря) внешним видом было бы странным. Впрочем, тут Маттин с большим уважением напомнил, что был автомобиль-икона – внедорожник «Нива». Но все же это было слишком давно – 35 лет назад.
«Не хватало сильной ДНК – дерзости, эмоциональности, — вспоминает тяготы творческого поиска британец. — Мы постарались идентифицировать наш бренд, а потому для начала рассмотрели все другие. У кого самое сильное лицо? Audi, BMW — мгновенно узнаваемы по решетке радиатора лица. А ведь у многих компаний такого нет. Почему это так важно? Это как человеческое лицо: сложно запомнить имя, но лицо запомнишь всегда – потому что оно индивидуально. Поэтому идея была создать всегда узнаваемое лицо».
Но как это сделать в автомобилестроительном мире, где, казалось бы, все уже придумано? И тут на помощь пришла специфика России. «Когда я приехал сюда, прежде всего, обратил внимание на обилие контрастов: между летом и зимой, когда кажется, что нет ни весны, ни осени, а сразу становится холодно или тепло; между блестящими городами и отдаленными деревнями; между Тольятти и Москвой. И мы решили использовать тему контраста. Так родилось то, что сейчас принято называть Х-дизайном и Х-лицом: баланс резких элементов и простых форм. „Мы создали Х-лицо для всего семейства, но у каждого авто свой характер“, — объясняет Маттин. По утверждению вазовца, его команде удалось совершить дизайн-революцию — изменить восприятие бренда „Лада“, а потому сделанным на ВАЗе он гордится больше, чем достигнутым на Mercedes-Benz.
Попутно Маттин не забыл прорекламировать новинку – SW Cross: „Эта машина разработана в связи со спецификой российских дорог. Вчера ехал из Тольятти в Казань. Это пример плохих дорог. Но это ничего, если у тебя колеса больше и клиренс выше. К тому же известно, что русские любят водить не только по улицам, но и вне их“.
Естественно, топ АвтоВАЗа призвал студентов идти на его завод: „Горжусь командой – говорю про всю компанию. ВАЗ – отличное место для работы, сегодня это компания, которая устанавливает новые стандарты. Мы ищем творческих людей на всех факультетах. Вы изучаете аэродинамику, и нам это важно. Очень много работы в цифровом формате. Вся наша команда в московском дизайнерском центре – это вчерашние студенты“.
Интересно в этой связи, что как раз на прошлой неделе „Шведское телевидение“ опубликовало документальный фильм с откровениями другого иностранца — Бу Андерссона, изгнанного с поста президента „АвтоВаза“ в 2016 году. „Каждый день кажется потраченным впустую. По сравнению с ГАЗом тут все в десять раз сложнее. Все время словно продираешься через дерьмо“, — приводится его цитата. Что ж, хочется верить Стиву Маттину...
„БАНЯ, БОРЩ, ВОДКА...“
После лекции корреспондент „БИЗНЕС Online“ задал зарубежному светилу пару вопросов.
- Стив, многие считают, что у машин ВАЗа непритязательный вид, как и во времена, когда на дорогах властвовали „девятки“, „десятки“, „девяносто девятые“...
- Это не так. Нужно понимать, что раньше не было столько брендов на рынке, и, соответственно, не было проблемы продать автомобиль. Наша задача показать миру новое лицо „Лады“. Меня многие журналисты спрашивают: „Вы не скопировали Mitsubishi?“ (есть и обратная точка зрения — что Mitsubishi кое-что позаимствовал у „Лады“ — авт.).
Это хорошо! У меня друг недавно занял достаточно большой пост на одном из китайских автозаводов. Так вот, он своим коллегам сказал напрямую, что их продукция — копия того, что сейчас делает „Лада“ (передняя часть хетчбэка Landwind X2 напоминает XRay – авт.). Это очень круто, что мы начали устанавливать тренды.
- Хотите сказать, сейчас „Лады“ покупают из-за дизайна?
- Десять лет назад никто бы не сказал: «Я купил „Ладу“, потому что мне понравился ее внешний вид». Вопрос был только в цене. Раньше не было конкуренции, и бренд не развивался. А теперь появился XRay. Люди поражались, когда видели его на дорогах. Владельцы BMW и Mercedes были счастливы видеть крутой российский автомобиль, из окон фотографировали. Меня ГАИ несколько раз останавливала — просто потому, что полицейские хотели посмотреть автомобиль. Vesta SW Cross, несмотря на о, что это самый дорогой автомобиль АвтоВАЗа, очень хорошо продается (очередь на выкуп авто расписана на 6 месяцев вперед — авт.). Сейчас я езжу на XRay, а со следующей недели пересяду на SW Cross.
- Так все-таки — существует ли такое понятие, как русский дизайн?
- Сложно понять, что собой представляет русский дизайн. В советское время дизайн никак не продвигали. «Жигули» — это «Фиат». То есть не было истории дизайна. Ничего не могли найти, чтобы получить вдохновение для его развития. Но чем больше ты проникаешься страной, тем больше вдохновения для дизайна. Если взять символ России – двуглавого орла, вы увидите его в «Х»? Возможно, вы даже не замечали этого!
В России больше контрастов, чем в любой другой стране мира, и мы пытаемся привлечь эту идею сложных контрастов в дизайн. Очень много традиций: баня, борщ, водка... Выходные проведу в Казани — буду гулять, пойду в галереи, музеи, посмотрю исторические здания. Для меня это все собирание визуальной информации, и, возможно, в будущем это как-то отразится на дизайне нового автомобиля.
Этот британец придумал поворотники в боковых зеркалах и «люксовый компакт-кар», дал второе дыхание Maybach и разработал новый скандинавский стиль для Volvo. А теперь он шеф-стилист АвтоВАЗа, определивший лицо XRay, Vesta и SW Cross, и заявляет, что русские будут гордиться LADA. В минувшую пятницу Стив Маттин прочитал вдохновляющую лекцию перед студентами КНИТУ-КАИ и ответил на пару вопросов «БИЗНЕС Online».
АНГЛИЙСКИЙ РЕВОЛЮЦИОНЕР
Жаль, что местных промышленно-экономических боссов на лекции директора по дизайну Lada Стива Маттина не было, а ведь, ей богу, есть чему у него поучиться, да хоть бы и манере общения. Впрочем, дизайнер приехал не ради внимания сильных мира сего – его интересуют молодые дарования для АвтоВАЗа. После лекции он рассказал «БИЗНЕС Online», что впечатление от казанских студентов у него прекрасное: «Была полная аудитория — значит, есть интерес к этой сфере. Видно, что компания им нравится, но пока они не знают всех нюансов. Именно так мы ищем молодые таланты». Насчет полной аудитории – всем нам, известно, как студентов сгоняют на подобные лекции, но на этот раз точно был другой случай – слушали, действительно, с интересом, а после плотной толпой обступили лектора, задавая вопросы.
«Думаю, вы многого не знаете об АвтоВАЗе, а ведь компания переживает трансформацию, и уже сильно изменилась с тех пор, как я присоединился к ней 6 лет назад», — без ложной скромности начал Маттин лекцию. Далее он коротко поведал о себе. В автомобилестроении — около 30 лет, карьеру начал в Mercedes-Benz и никогда не думал, что уйдет оттуда, но в 2005 году перешел в Volvo.
Это короткое вступление требует пояснения. В 1987 году Маттин (родился 29 октября 1964 года в английском Бедфорде), получив в университете Ковентри специальность «промышленный дизайн», отправился покорять Mercedes-Benz. И это удалось. Именно он разработал внешний вид автомобилей A-класса. Далее он руководил разработкой дизайна и редизайна S-Class, M-Class, SL, SLK, SLR McLaren, Mercedes Maybach, Grand Sports Tourer.
В 2004 году Маттин ушел в Volvo Car Corporation, которая задумалась о ребрендинге. Там он стал вице-президентом, директором по дизайну, членом правления компании и создал новый стиль шведских авто: из-под его «пера» вышли, к примеру, компактные Volvo S60/V60 и кроссоверы XC60, V40 и XC40. Далее, по слухам, Маттин повздорил с руководителем китайского концерна Geely, которому принадлежит контрольный пакет акций Volvo, которому не понравился дизайн S60, и Стив ушел на вольные консультанстские хлеба, начал преподавать.
А в 2011 году Маттин ко всеобщему удивлению принял предложение стать главным дизайнером АвтоВАЗа (входит в альянс Renault-Nissan-Mitsubishi). «Почему я приехал на ВАЗ? – обратился к аудитории КАИ Маттин. — Все просто – это шанс многое изменить». Дело в том, что после вхождения в 2008 году в группу Renault ВАЗ, по сути, решил начать жизнь с чистого листа, соответственно, ему понадобился суперпродвинутый дизайнер, чтобы создать новый бренд. Маттин дал понять студентам КАИ, что такой шанс выпадает раз в жизни. В Mercedes и Volvo у него не было такой свободы действий – довлели сильные дизайнерские традиции этих компаний, а в России надо было совершить революцию. «Мне очень повезло – руководство дало мне белый лист», — рассказал он. И боссы ВАЗа не просчитались. На Московском автосалоне-2012 публике хорошо прочистили мозги формами концепта XRay. Затем были XRay 2 и Vesta, утвердившие новый дизайн. Что важно, прототипы почти мгновенно превратились в серийную продукцию.
«АВТОМОБИЛИ БОЛЕЕ ОРИЕНТИРОВАНЫ НА ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СТОРОНУ»
Главный тезис, который Маттин продвигал на лекции, это то, что сегодня при выборе автомобиля покупатели все больше руководствуются не рациональными соображениями, а дизайном: «Дизайн сейчас продает больше, чем что-либо другое. Поэтому автомобили более ориентированы на эмоциональную сторону, и мы тоже должны делать продукты более эмоциональными». Этого совершенно не было у продукции АвтоВАЗа.
«Когда в 2011 году мы начали думать о новом дизайне, то для начала решили определить, есть ли типичная русская дизайнерская ДНК, которую мы можем развивать, — рассказал Маттин. — На Volvo мы продвигали скандинавский дизайн, с его простотой и чистотой форм». Но в России таких традиций не оказалось. Что можно было положить в основу нового дизайна «Лады»? Равняться на прежние модели с их специфическим (мягко говоря) внешним видом было бы странным. Впрочем, тут Маттин с большим уважением напомнил, что был автомобиль-икона – внедорожник «Нива». Но все же это было слишком давно – 35 лет назад.
«Не хватало сильной ДНК – дерзости, эмоциональности, — вспоминает тяготы творческого поиска британец. — Мы постарались идентифицировать наш бренд, а потому для начала рассмотрели все другие. У кого самое сильное лицо? Audi, BMW — мгновенно узнаваемы по решетке радиатора лица. А ведь у многих компаний такого нет. Почему это так важно? Это как человеческое лицо: сложно запомнить имя, но лицо запомнишь всегда – потому что оно индивидуально. Поэтому идея была создать всегда узнаваемое лицо».
Но как это сделать в автомобилестроительном мире, где, казалось бы, все уже придумано? И тут на помощь пришла специфика России. «Когда я приехал сюда, прежде всего, обратил внимание на обилие контрастов: между летом и зимой, когда кажется, что нет ни весны, ни осени, а сразу становится холодно или тепло; между блестящими городами и отдаленными деревнями; между Тольятти и Москвой. И мы решили использовать тему контраста. Так родилось то, что сейчас принято называть Х-дизайном и Х-лицом: баланс резких элементов и простых форм. „Мы создали Х-лицо для всего семейства, но у каждого авто свой характер“, — объясняет Маттин. По утверждению вазовца, его команде удалось совершить дизайн-революцию — изменить восприятие бренда „Лада“, а потому сделанным на ВАЗе он гордится больше, чем достигнутым на Mercedes-Benz.
Попутно Маттин не забыл прорекламировать новинку – SW Cross: „Эта машина разработана в связи со спецификой российских дорог. Вчера ехал из Тольятти в Казань. Это пример плохих дорог. Но это ничего, если у тебя колеса больше и клиренс выше. К тому же известно, что русские любят водить не только по улицам, но и вне их“.
Естественно, топ АвтоВАЗа призвал студентов идти на его завод: „Горжусь командой – говорю про всю компанию. ВАЗ – отличное место для работы, сегодня это компания, которая устанавливает новые стандарты. Мы ищем творческих людей на всех факультетах. Вы изучаете аэродинамику, и нам это важно. Очень много работы в цифровом формате. Вся наша команда в московском дизайнерском центре – это вчерашние студенты“.
Интересно в этой связи, что как раз на прошлой неделе „Шведское телевидение“ опубликовало документальный фильм с откровениями другого иностранца — Бу Андерссона, изгнанного с поста президента „АвтоВаза“ в 2016 году. „Каждый день кажется потраченным впустую. По сравнению с ГАЗом тут все в десять раз сложнее. Все время словно продираешься через дерьмо“, — приводится его цитата. Что ж, хочется верить Стиву Маттину...
„БАНЯ, БОРЩ, ВОДКА...“
После лекции корреспондент „БИЗНЕС Online“ задал зарубежному светилу пару вопросов.
- Стив, многие считают, что у машин ВАЗа непритязательный вид, как и во времена, когда на дорогах властвовали „девятки“, „десятки“, „девяносто девятые“...
- Это не так. Нужно понимать, что раньше не было столько брендов на рынке, и, соответственно, не было проблемы продать автомобиль. Наша задача показать миру новое лицо „Лады“. Меня многие журналисты спрашивают: „Вы не скопировали Mitsubishi?“ (есть и обратная точка зрения — что Mitsubishi кое-что позаимствовал у „Лады“ — авт.).
Это хорошо! У меня друг недавно занял достаточно большой пост на одном из китайских автозаводов. Так вот, он своим коллегам сказал напрямую, что их продукция — копия того, что сейчас делает „Лада“ (передняя часть хетчбэка Landwind X2 напоминает XRay – авт.). Это очень круто, что мы начали устанавливать тренды.
- Хотите сказать, сейчас „Лады“ покупают из-за дизайна?
- Десять лет назад никто бы не сказал: «Я купил „Ладу“, потому что мне понравился ее внешний вид». Вопрос был только в цене. Раньше не было конкуренции, и бренд не развивался. А теперь появился XRay. Люди поражались, когда видели его на дорогах. Владельцы BMW и Mercedes были счастливы видеть крутой российский автомобиль, из окон фотографировали. Меня ГАИ несколько раз останавливала — просто потому, что полицейские хотели посмотреть автомобиль. Vesta SW Cross, несмотря на о, что это самый дорогой автомобиль АвтоВАЗа, очень хорошо продается (очередь на выкуп авто расписана на 6 месяцев вперед — авт.). Сейчас я езжу на XRay, а со следующей недели пересяду на SW Cross.
- Так все-таки — существует ли такое понятие, как русский дизайн?
- Сложно понять, что собой представляет русский дизайн. В советское время дизайн никак не продвигали. «Жигули» — это «Фиат». То есть не было истории дизайна. Ничего не могли найти, чтобы получить вдохновение для его развития. Но чем больше ты проникаешься страной, тем больше вдохновения для дизайна. Если взять символ России – двуглавого орла, вы увидите его в «Х»? Возможно, вы даже не замечали этого!
В России больше контрастов, чем в любой другой стране мира, и мы пытаемся привлечь эту идею сложных контрастов в дизайн. Очень много традиций: баня, борщ, водка... Выходные проведу в Казани — буду гулять, пойду в галереи, музеи, посмотрю исторические здания. Для меня это все собирание визуальной информации, и, возможно, в будущем это как-то отразится на дизайне нового автомобиля.
Лекция Стива Маттина в КАИ